ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на методическую лекцию-консультацию «Особенности платформенных решений
в работе современных библиотек: практика и перспективы»
(04.06.2025)
ПРОДЛЁН ПРИЁМ ЗАЯВОК
на Всероссийский конкурс «С чего начинается Родина?
Лучшие практики библиотек РФ, обслуживающих детей,
по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию»
(приём конкурсных работ по 15 июня 2025 г.)
ОБНОВЛЕН календарный план РГДБ на II квартал 2025 года (от 19.05.2025 г.)
СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека им. А.С.Пушкина»
СПб ФГБУ «Российский этнографический музей»
19 октября 2016 г. в лекционном зале Российского этнографического музея (Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1) состоялся круглый стол для руководителей детских библиотек Санкт-Петербурга на тему «Народы России: этнокультурное воспитание подрастающего поколения». Организатором выступила СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека им. А.С.Пушкина» в партнерстве с СПб ФГБУ «Российский этнографический музей». Мероприятие проходило под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума, включено в программу мероприятий Комитета по культуре Санкт-Петербурга, анонсировано на городских сайтах (Форум, ЦГДБ). Значимыми документами, определяющими проблематику круглого стола, стали УКАЗ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О стратегии государственной национальной политики российской федерации на период до 2025 года" и Стратегия государственной национальной политики российской федерации на период до 2025 года.
Площадкой для круглого стола стал Российский этнографический музей - единственный музей мира, представляющий традиционную культуру России. ЦГДБ проведена организационно-методическая подготовка к мероприятию: заключен договор о сотрудничестве с этнографическим музеем, разработана программа круглого стола, определены выступающие, подготовлены информационные и рекламные материалы. Сообщество детских библиотек впервые проводило заседание на данной площадке. Основные темы для обсуждения на круглом - этнокультурная проблематика и пути формирования этнокультурного мировоззрения у молодых людей. Взгляд на музей и библиотеку как хранилище и транслятор этнокультурных ценностей среди населения определен как ключевой.
С докладом «Этнографическое образование музейными средствами» выступила О.А Ботякова, зам. директора по научно-просветительной деятельности. Ботякова познакомила участников круглого стола с концепцией этнокультурного образования Российского Этнографического музея, нацеленной на расширение круга пользователей и улучшение предлагаемых сервисов. В контексте сохранения культурной памяти среди молодого поколения в докладе уделено особое внимание воспитательной функции. Музей, как открытая система образовательно-воспитательной направленности, анонсировал предложения по обучению/стажировке библиотечных специалистов на своей базе. Вероятным сценарием, по мнению участников круглого стола, будет включение стажировок в программы обучения библиотечных специалистов.
В.К. Кузнецова, заведующая отделом библиотечных инноваций и методической работы ЦГДБ им. А.С.Пушкина, рассмотрела вопрос этнокультурного содержания в системе мероприятий ЦГДБ им. А.С.Пушкина, уделив внимание библиотечным ресурсам и новым сервисам. Библиотека активно выполняет функции социализирующего института, разрабатывает программы, способствующие становлению молодых людей, развивает идеи поликультурности и сохранения многообразия культур.
В выступлении Н.Н. Петровой, зав организационно-методическим отделом ЦРБ им. В.Г. Белинского, на круглом столе был представлен проект «Фестиваль национальных культур», который ежегодно (с 2010 года) проходит в библиотеках Калининского района Санкт-Петербурга. Идея проекта - единовременное проведение декады национальных мероприятий в 16 библиотеках Калининского района. Петровой проанализирован опыт взаимодействия библиотеки и представителей национально-культурных объединений Санкт-Петербурга при организации районных мероприятий.
О.В. Сидорова, зав. детской библиотекой № 6 им. В.Г. Короленко СПб ГБУ «ЦБС Фрунзенского района, презентовала тему «Этнокультурное пространство библиотеки как фактор гармонизации межнациональных отношений». В докладе Сидоровой дан анализ ситуации и намечены пути преодоления этнической замкнутости путем создания условий для гармонизации межнациональных отношений внутри библиотеки. Модернизация библиотеки им. В.Г. Короленко позволила актуализировать деятельность не библиотечных форм работы.
В докладах и выступлениях были затронуты и освещены важные аспекты деятельности детских библиотек, наиболее актуальные в настоящее время: коренные народы Санкт-Петербурга, организация и проведение народных праздников, популяризация национальной культуры среди молодого поколения города.
Замечательным бонусом для участников круглого стола стала экскурсия по залам Российского этнографического музея, организованная специалистами музея. Музеи и библиотеки объединяет общая задача - собирать в фондах и предоставлять пользователям культурное наследие цивилизации. По мнению участников круглого стола, сотрудничество этнографического музея и ЦГДБ им А.С.Пушкина способствовало успешному проведению совместного мероприятия, которое с полной ответственностью можно назвать весомым вкладом в этнокультурное воспитание детей и молодых людей. P.S. Организаторы надеются на продолжение плодотворного сотрудничества.
В.К. Кузнецова,
зав. отделом библиотечных инноваций и методической работы
СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина»