Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь мероприятий РГДБ



 

История развития детских библиотек

В России уже более ста лет существует уникальная сеть специализированных детских библиотек.

Возникновение детских библиотек как самостоятельных принято относить ко второй половине XIX в. Первые детские библиотеки создавались на средства педагогических и культурно-просветительных обществ, частных лиц. Так появились детская библиотека для чтения в Петербурге, детская библиотека в Кронштадте (обе в 1870 г.), общедоступная детская библиотека в Москве (1876 г.). В 1900-е годы по инициативе частных лиц были открыты детские библиотеки-читальни в Кишиневе, Костроме, Одессе, Благовещенске, Перми, Нижнем Новгороде. К 1914 году в России насчитывалось уже 20 детских библиотек.

В связи с развитием сети детских библиотек ещё в 30-е годы XX столетия появилась необходимость создания системы методического руководства всеми библиотеками, координации их деятельности. С этой целью стали создаваться республиканские, краевые, областные, центральные городские библиотеки. Первыми получившими статус центральной детской библиотеки региона стали библиотеки в Севастополе (1921 г.) и в Москве (1934 г.).

Наиболее активно процесс формирования сети центральных детских библиотек шел в середине XX века. В 50-е годы открыто 19 библиотек, в 60-е – 24. К концу 60-х годов во всех республиках, краях, областях России были созданы крупнейшие детские библиотеки – методические центры, накопившие большой опыт по методическому и научному обеспечению библиотечного обслуживания детей. Организованная в декабре 1969 года, Российская государственная детская библиотека (РГДБ) стала крупнейшим информационным, исследовательским, научно-методическим центром не только для детских библиотек, но и для всей отечественной системы библиотечного обслуживания детей в России.

По официальным данным на 1 января 1984 года в СССР насчитывалось 8367 детских библиотек (в том числе 154 детских центральных). Кроме того функционировали 1383 детских отделения при библиотеках для взрослых.

В последние годы в процессе оптимизации учреждений культуры специализированные детские библиотеки сокращаются и объединяются с библиотеками иных типов (за прошедший год количество детских библиотек уменьшилось на 159 единиц). Всего число детских библиотек в ходе оптимизации библиотечной сети с 2011 по 2018 годы уменьшилось на 558 единиц.

Сеть ДБ 1По-прежнему сохраняется негативная тенденция объединения центральных библиотек субъекта РФ в единое учреждение культуры. В 2018 году это произошло в Республике Карелия, Тульской и Костромской областях:
- Детская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова реорганизована и стала филиалом Национальной библиотеки Республики Карелия – Центром детского чтения;
- Костромская областная детская библиотека стала Костромской библиотекой для детей и молодежи имени Аркадия Гайдара путем присоединения к ней Костромской областной юношеской библиотеки.
- Тульская областная детская библиотека вошла в состав единого государственного учреждения культуры Тульской области «Региональный библиотечно-информационный комплекс» (Постановлением «О реорганизации отдельных государственных учреждений культуры Тульской области»).

Между тем, в марте 2019 года в Национальной библиотеке Республики Ингушетия открылся Центр обслуживания детей и юношества, имеющий стратегическое значение для региона в системе библиотечного обслуживания подрастающего поколения.

Таким образом, в настоящее время в подавляющем большинстве регионов нашей страны (70 субъектов РФ) функционируют центральные детские  библиотеки со статусом юридического лица.

В Еврейской автономной области, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском – Югре, Ненецком и Чукотском автономных округах функции методического руководства по библиотечному обслуживанию детей выполняют центральные универсальные библиотеки регионов. Обобщенная информация о системе специализированных библиотек, выполняющих координационную и методическую работу со всеми библиотеками региона, обслуживающими детей, представлена ниже.

Сеть ДБ 2

Список использованной литературы

- Абрамов, К. И. История библиотечного дела в России : учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей библиотечных факультетов вузов культуры и библиотекарей-практиков. – Москва : Либерия, 2000. – 168 с.

- Голубева, Н. Л. Из истории развития детских библиотек в России (2-я половина XIX начало XX века) / Н. Л. Голубева // Культурная жизнь Юга России. – 2005. – № 3 (13). – С. 14-16.

- Кисловская, Г. А. Детская библиотека в библиотечном мире / Г. А. Кисловская, Н. В. Бубекина [Электронный ресурс]. – URL : http://metodisty.rgdb.ru/02/stoit-prochitat/4747-16-06-22-02. Дата обращения 22.06.2016.

- Справочник библиотекаря / гос. б-ка СССР им В. И. Ленина ; Сост. С. Г. Антонова, Г. А. Семенова. – Москва : Книга, 1985. – 303 с.

- Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу, состоявшегося в Санкт-Петербурге с 1 по 7 июня 1911 г. В 2 ч. [Электронный ресурс]. – URL : http://dl.unilib.neva.ru/dl/2/ed-86_100012_0000385316bx.pdf. Дата обращения 22.06.2016.