Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Курглый стол «Зачем в книге картинки?: современный взгляд на детскую книгу»


samara220610-01В Самарской областной детской библиотеке состоялся круглый стол «Зачем в книге картинки?: современный взгляд на детскую книгу» в рамках областного фестиваля детского чтения «Страна читающего детства».

В мероприятии приняли участие: библиотечные специалисты, родители, преподаватели и студенты Самарского государственного института культуры, О. Е. Монина, художник-иллюстратор (г. Москва), О. А. Фадеева, художник-иллюстратор и автор детских книг (г. Санкт-Петербург), С. В. Макашова, детский писатель (г. Самара), представители Самарского Дворца детского и юношеского творчества, книготорговой компании «Метида» (г. Самара).

Состоялся разговор о роли чтения в информационном пространстве современных детей и подростков.

samara220610-02Собравшиеся говорили о том, что книга находится в условиях неравноценной конкуренции с Интернетом, потому что это более сложный формат для понимания. Но дети и подростки читают, не меньше, чем читали предыдущие поколения, не всегда то, что хотели бы их родители, но читают достаточно много и даже пишут. Специалистам нужно просто искать новые форматы привлечения к чтению. Нельзя заставлять детей читать, навязывать чтение, нужно уметь заинтересовать книгой, интересными историями, персонажами – тогда для ребенка чтение будет увлекательным занятием, а не скучной обязаловкой.

В деле привлечения детей к чтению по-прежнему велика роль как родителей, так и школы. Но библиотекарь – посредник между ними и детьми, он должен быть не только всегда в курсе актуальных новинок, но и уметь отбирать по-настоящему качественную литературу для своих читателей.

samara220610-03Писатели обратили внимание, что книжные фестивали и культурно-образовательные проекты, организованные библиотеками, дают возможность представить современных авторов детской книги и повысить интерес к чтению детей, подростков и их родителей.

Живой интерес присутствующих вызвало обсуждение визуальной культуры детских книг. Многие родители, а именно они покупают книги для детей, настроены консервативно по отношению к иллюстрации. Им нравятся советские и современные иллюстрации, но именно те, которые профессиональные, качественно сделанные (дорогие для издателя), понятные ребенку и не оказывающие негативного влияния на его развивающуюся, нежную психику.

samara220610-04В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.

Дети эмоциональны и восприятие мира у них идет через чувства. Поэтому персонажи должны иметь ярко выраженную мимику, акцент на деталях, вызывающих у маленького зрителя эмоции и переживания.

На вопрос модератора назвать талантливых художников-иллюстраторов прозвучали известные имена: В. Чижиков, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Конашевич, Т. Маврина. Из современных – Е. Антоненков, И. Олейников. Имена новых художников-иллюстраторов практически не известны или не нравятся взрослым.

samara220610-05Собравшиеся пришли к выводу, что, исключая новые стили иллюстраций взрослые ограничивают детей и делают их неспособными к принятию новых тенденций и формированию насмотренности.

У собравшихся было много вопросов к художникам-иллюстраторам.

Один из них – какими навыками, знаниями и качествами нужно обладать, чтобы стать книжным иллюстратором? О. Монина ответила, что прежде всего нужно любить книги. Любить читать, анализировать текст, уметь почувствовать авторскую мысль, настроение. Важно уметь раскрыть в иллюстрации эмоции персонажа – через мимику, позу жесты, сделать его узнаваемым в разных ракурсах и разных позах. А еще важно уметь передать настроение каждой сцены через цветовую гамму, композицию, визуальную метафору. samara220610-06А самое сложное – это провести проект от начала и до конца, не разлюбить его за полгода работы.

Подводя итоги круглого стола, собравшиеся отметили важность иллюстрации в детской книге и в подтверждении этого факта стала крылатая фраза из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес»: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?».

В мероприятии приняли участие 29 специалистов. К Интернет трансляции подключились 112 человек.


Самарская областная детская библиотека


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.