Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Областная акция «Читаем детям вслух–2017»


omsk170614-01Областная акция «Читаем детям вслух–2017» была организована в библиотеках муниципальных районов Омской области 4 апреля 2017 года – в соответствии с планом работы Омской областной библиотеки для детей и юношества на 2017 год. Акция «Читаем детям вслух–2017» проведена в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура народов Омской области» и носила тематический характер. Тема акции: «Сказки народов Омского Прииртышья».

Цель организационной работы: привлечение библиотек муниципальных районов Омской области к реализации акции, обеспечение методического сопровождения акции и популяризация ее результатов.

Цель акции для читателей: популяризация чтения вслух.

Задачи:
- привлечение детей к книге и чтению;
- популяризация культурного наследия народов Омской области; чтения и библиотеки;
- привлечение внимания общественности к роли детской книги в формировании личности ребенка;
-размещение информации об акции в СМИ и сети Интернет.

Акция посвящена Международному дню детской книги. Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге (IBBY) 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги (IСВD), подчеркивая тем самым непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. В 2017 году 2 апреля – воскресенье. Проведение акции перенесено на 4 апреля, вторник.

Областная акция «Читаем детям вслух» организована Омской областной библиотекой для детей и юношества третий раз. Впервые эту акцию областного масштаба провели в 2015 году. Акция 2017 года прошла успешно, ее поддержали 165 учреждений: 161 библиотека, 3 школы и 1 детский сад (+ 43 учреждение-участник по сравнению с 2016 годом) из всех 32 (+3 района по сравнению с 2016 годом) муниципальных районов Омской области.

Среди библиотек, принявших участие в акции: 31 центральная детская библиотека/сектор/отдел, 130 сельских библиотек.

Общее число читателей – участников акции – по материалам отчетов библиотек-участников – 4,5 тысячи человек – 4547 участников (+144 участника по сравнению с 2016 годом).

Детские библиотеки муниципальных районов Омской области выступили, в свою очередь, в качестве районных методических центров, организуя акцию в своих библиотечных системах: привлекая к участию в акции сельские библиотеки-филиалы и оказывая им информационную и методическую поддержку. Наиболее активно в качестве методического центра – организатора акции в своем муниципальном районе – выступили библиотеки Тарского, Тюкалинского, Горьковского, Любинского, Полтавского. Павлоградского, Маряновского районов.

Омской областной библиотекой для детей и юношества принято 109 отчетов о проведении акции; 97 из них сопровождаются фотографиями, которые объединены в фотоальбом «Областная акция «Читаем детям вслух» 4 апреля 2017 года «Сказки Омского Прииртышья», размещенный на сайте Омской областной библиотеки для детей и юношества в разделе «Фотоальбомы» Подготовлен стендовый отчет о проведении акции в библиотеках Омской области. Для оформления плаката об акции-2017; сертификата участника, который был выслан всем библиотекам – участникам акции; отчета и других документов, посвященных акции, разработан логотип. Информация об акции – анонс и итоги – размещена в новостном разделе сайта Омской областной библиотеки для детей и юношества и в социальных сетях. Подготовлено сообщение для размещения на сайте Российской государственной детской библиотеки.

В период подготовки областной акции «Читаем детям вслух–2017» в детские библиотеки муниципальных районов Омской области выслано информационное письмо, положение об акции и информационные материалы: «Сказки народов, проживающих на территории Омского Прииртышья – примерный список литературы для организаторов областной акции «Читаем детям вслух–2017»; «Список источников, которые интересно и полезно почитать организаторам областной акции «Читаем детям вслух–2017»: примеры проведения подобных акций; о народах Омской области; сказка, ее воспитательное и познавательное значение: дайджест». В ряде отчетов отмечено использование рекомендаций организаторов акции.

Акция «Читаем детям вслух–2017» получила хорошие отзывы библиотек-участников.

Цель акции достигнута, задачи – выполнены. Главным результатом акции стало то, что в день проведения акции – 4 апреля – во всех районах Омской области более четырех с половиной тысяч детей разного возраста услышали сказки народов Омского Прииртышья и узнали о народах, проживающих на территории Омской области.

Что читали? На мероприятиях акции «Читаем детям вслух–2017» детям читали сказки народов Омского Прииртышья. В «первую десятку» по популярности вошли русские народные сказки, которые читали в 50-и библиотеках; татарские сказки – читали в 36-и библиотеках; цыганские сказки – в 26-и; украинские сказки – в 19-и; казахские сказки – в 17-и; белорусские сказки – в 15-и; немецкие сказки – в 14-и; латышские сказки – в 11-и; еврейские сказки – в 10-и; чувашские сказки – в 9-и библиотеках.

Читали армянские, эстонские, азербайджанские, литовские, башкирские, удмуртские, польские, ненецкие, мордовские, молдавские, грузинские, узбекские, алтайские, бурятские сказки.

Читали сказки из сборников: «Сибирские сказы» под редакцией Б. Галкина; «Ключи от прошлого: Сибирские легенды и предания» под редакцией Б.С. Гвоздева; «От Урала до Енисея – Народы Западной и Средней Сибири» под редакцией Н.А. Томилова; из сборника «Русские сказки Сибири», изданном в 1977 году; «Сибирские сказки» и «Сказки Омской области» записанные И.С. Коровкиным от А.С. Кожемякиной.

Читали сказки из шестого тома «Антологии семейного чтения» – «Солнечный ветер: сказки народов России».

Читали сказки омских писателей из сборника «На солнечной гриве» – антологии омских писателей, включившей произведения для детей; читали сказки Т. Белозёрова; сказки местных авторов: Натальи Кусковой и Надежды Рупп – Тара, «Тевризские сказки» Т.Т. Стрельцовой.

Из отчетов библиотек – участников акции

Калачинск. Четвероклассники-лицеисты познакомились с двумя сборниками: «Сибирские сказки» и «Сказки Омской области», составленными учителем И.С. Коровкиным. В оба сборника вошли сказки, рассказанные жительницей Большеуковского района Анастасией Степановной Кожемякиной. Ребята познакомились с её нелегкой жизнью и необычными сказками, которые она очень любила, бережно к ним относилась и сберегла для потомков. Лицеисты прослушали сказки «Ох» и «Умная дочь», а потом дружно ответили на вопросы викторины. Сказки ребятам понравились своей оригинальностью, своеобразным сибирским говором.

Любино. В библиотеках Любинского района с дошкольниками и школьниками младшего школьного возраста читали сказки, записанные и собранные любинским краеведом Иваном Семёновичем Коровкиным «Алёна-мудрёна», «Умная дочь», «Жихорка» и др. Ребятам рассказали о необыкновенном человеке, собирателе и хранителе сказок, который ходил по сибирским сёлам и записывал сказки. Дети с удовольствием слушали, а также отгадывали его загадки и рисовали.

Омский. Татьяна Стрельцова «Тевризкие сказки». Любуясь сказочными героями Т. Стрельцовой, невозможно оставаться равнодушным. Все герои – разные: добрые, одинокие, благодарные. «Тевризские сказки» источают тёплую, умиротворяющую ауру покоя, раскрывают своеобразие и неповторимость омской глубинки, дают возможность сердцем прикоснуться к красотам сибирской природы и сибирского народа.

Омский. Наша землячка – Анастасия Степановна Кожемякина – одна из лучших сказочниц в Омской области. Сказочный репертуар Кожемякиной не только велик, но и разнообразен. Кожемякина рассказывала и богатырские, и волшебные, и авантюрные, и бытовые сказки… …прочитала вслух сказку «Бабушкино горе». При обсуждении прочитанного внимание детей обратили на своеобразие языка сказки, подчеркнули, как важно приходить на выручку другим, быть милосердным, отзывчивым и добрым.

Таврическое. Для громкого чтения мы предложили сказку «Несказочная история о доброте» из сборника «Жили-были не тужили» таврической детской писательницы Ирины Чепурко. Ребятам очень понравилась веселая поучительная сказка о мальчике Ване, который случайно заблудился в лесу, но не растерялся. При встрече с бабой Ягой он научил ее доброте, помог навести порядок в ее дряхлой избушке, познакомил со своими друзьями.

Таврическое. Открытием дня для юных читателей стала книга «Сказки Омской области»! Ребята познакомились с творчеством одной из лучших сказочниц Омской области – А. С. Кожемякиной! Прочитали вслух ее сказки: «Умная дочь», «Ох», «Мишка – кошкин сын» и многие другие.

Тара. Наталья Кускова «Сказка про солнечных зайчиков». Кускова Наталья Александровна. Родилась в Таре. Работает медсестрой наркологического кабинета Тарской районной больницы. Член Союза писателей России. Руководитель Тарского отделения Союза писателей России. Печаталась в коллективных сборниках, журналах, антологиях и периодической печати Тары, Омска, Москвы. Автор нескольких книг стихов. Лауреат ряда региональных и всероссийских литературных конкурсов, премии им. Владимира Шевелева за общественное признание заслуг в развитии культуры Тарского района (2009), премии им. Ф. Ушакова (2012).

Тара. Была представлена книга «Разноцветные стекляшки» знаменитой писательницы Натальи Александровны Кусковой. Прочитали с ребятами сказку «Солнечные зайчики». По стихотворению этой прекрасной писательницы посмотрели мультфильм «Паучок». Книга Натальи Александровны получилась эмоциональной, яркой, разноцветной, веселой, доброй и это не случайно, ведь все произведения, в той или иной мере, посвящены внучке Ульяне.

Тара. Заливино. Вниманию ребят предложен сборник сказок, написанный жительницей нашего поселения Ниной Васильевной Банкрутенко «Любавины сказки». Ребята узнали, что рядом с ними проживает талантливый человек, прослушали с удовольствием несколько сказок.

Кто читал? Читали вслух библиотекари, учителя, воспитатели детских садов; читали дети разного возраста – участники мероприятий, в том числе и дошкольники; читали родители; старшеклассники-волонтеры; читала участница литературного клуба «Капелька»; читали представители сельской и поселковой администрации, художественные руководители центров культуры.

Как читали? Читали по ролям и по очереди – эстафетой; просто читали; читали с комментариями; читали, используя элементы театрализации, костюмы – народные и литературных героев, кукол и кукольный театр.

Не только читали. Прежде, чем читать сказки народов Омского Прииртышья, как предусматривала тема акции, библиотекари проводили беседы о народах, проживающих на территории Омской области; при этом, как отмечено в отчетах об акции, для большинства детей эти сведения стали открытием.

Чтение сказок сопровождали книжные выставки, слайд-презентации, показ мультфильмов, национальная музыка и песни разных народов, использование аксессуаров. Проводились обзоры литературы; беседы о книгах – сборниках сибирских сказок, о многотомной «Антологии семейного чтения», в шестой том которой под названием «Солнечный ветер» вошли сказки народов России.

Учитывая возраст участников акции, проводились литературные и даже подвижные игры, викторины. Дети разгадывали загадки, вспоминали пословицы, собирали «сказочные» пазлы, разглядывали и рисовали иллюстрации к сказкам. В одной из библиотек, после прочтения «Сказки про солнечных зайчиков» Натальи Кусковой, дети пускали солнечных зайчиков и давали им имена; в другой – устроили мастер-класс «Секреты укрощения пластилина» и делали фигурки по сказочным сюжетам; в третьей – составляли синквейн к прочитанной цыганской сказке «Околдованная сиротка», а в нескольких библиотеках – детям рассказали о сайте «Папмамбук», где можно послушать чтение вслух в хорошем исполнении.

 В отчетах библиотек особо отмечено, что чтение сказок завершалось их обсуждением: диалогами о добре и зле, об общечеловеческих ценностях, о сходстве и различии сказок разных народов. В некоторых библиотеках участники получали сувениры и маленькие подарки, угощались чаем.

Где читали? Читали вслух в библиотеках, в детских садах, школах, в Доме культуры.

Организациями-партнерами стали школы, лицеи, детские сады, Центры культуры, клубные учреждения, Администрация сельского поселения; Отделение профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия – в Екатерининской сельской библиотеке Тарского муниципального района; Управление Министерства труда и социального развития по Омскому району Омской области, администрация Муромцевского района, Глава сельской администрации Смирновского сельского поселения Нижнеомского муниципального района, художественные руководители Смирновского Центра культуры и Старомалиновского Центра культуры Нижнеомского муниципального района; Глава и заместитель Главы Полтавского городского поселения, председатель полтавской молодежной общественной организации «Грань»

Из отчетов библиотек – участников областной акции

«Областная акция «Читаем детям вслух» оказалась очень своевременной, привлекла внимание к эффективной библиотечной форме работы – чтению вслух, способствовала активизации читательского интереса у детей к книге и библиотеке».

«Спасибо организаторам акции. Будем участвовать в ней каждый год. Чтение вслух – увлекательное занятие, которое сближает детей и взрослых».

«Мне хочется отметить, что дети в младшем возрасте очень любят, когда им читают книги вслух, а если это превратить в мероприятия с игрой и показом мультфильма или фильма по этой книге, восторга будет – хоть отбавляй».

«В нашей маленькой деревне нет библиотеки, но мы – школа – решили поддержать и принять участие в такой замечательной и нужной акции «Читаем детям вслух»… Замечательной, потому что детям было интересно; все больше убеждаемся, что нужно читать детям вслух, не только читать, но и делать выводы, чему учит сказка».

«Участие в акции показало, что дети любят такую форму знакомства с произведениями, как чтение вслух, так как она способствует совершенствованию навыков выразительного и осознанного чтения, умения слушать и анализировать прочитанное. Открытием для детей стало знакомство не только со сказками, но и с народами, проживающими в Омском Прииртышье».

«Ежегодно мы принимаем участие в областной акции «Читаем детям вслух», и это находит массу положительных откликов у наших читателей!»

«Внимательно прослушав сказки, дети нашли в них схожесть. Обсудив эти сказки, все вместе сделали вывод, что на самом деле, независимо от национальности, люди ценят добрых и порядочных, смелых и отзывчивых, веселых и находчивых людей. И хоть народы такие разные: имеют свою особую самобытность, культуру; общаясь, понимаем, что похожи не только наши сказки и их герои, похожи и мы сами!»

«Для нас участие в подобной акции – это необычный эксперимент, который понравился нашим юным читателям. Акция «Читаем детям вслух» показала, как приятно читать вслух и видеть ответную эмоциональную реакцию. После чтений многие пришли в библиотеку за книгами».

«Главной целью акции является привлечение детей к чтению и книге. Ребята именно в таком возрасте не прочь послушать и самим прочитать вслух. Самопрезентация детей в роли чтецов на чтении вслух – это дополнительный стимул для их включения в активное, творческое чтение».

«Цель акции: популяризация чтения вслух – достигнута. После обеда в … библиотеку … пришло гораздо больше пользователей, чем в обычные дни. Дети просили именно сказки народов Омской области. Они рассказали родителям о необычной акции. … Спасибо организаторам за идею провести такое благое дело».

«Чтение вслух, неожиданно для нас, очень понравилось ребятам. Было приятно видеть, как они внимательно слушали и, прослушав одну сказку, попросили почитать ещё! Надеемся, что чтение вслух станет нашей доброй традицией!»

«Завершилось мероприятие совместной творческой работой детей – составлением синквейна к прочитанной сказке. Вот что у нас получилось. Синквейн к сказке «Околдованная сиротка»: «Сказка/Волшебная, интересная/ Учит, прощает, увлекает/В сказке есть поучительный смысл/Волшебство».

«Необходимость чтения детям вслух и живого общения – несомненна».


В.И. Щинникова,
главный библиотекарь организационно-методического отдела
Омская областная библиотека для детей и юношества


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.