Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 

Тульская лаборатория #ЗНАЙЧИТАЙ: март, апрель


tula230428-01В марте и апреле работа лаборатории «ЗнайЧитай» в Тульской областной детской библиотеке велась по следующим программам: «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга», «Детский фольклор: читаем, играем, творим», «Открываем в сказку дверь», «Тулология».

На фольклорных вечерах дети и родители узнали много нового о считалочках, русских народных играх, докучных сказках, посмотрели представление магнитного театра по сказке «Колобок», попробовали свои силы в играх «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Солнышко», «Плетение», «Домовой», «Кошки-мышки», «Жмурки», размялись на физкультминутках, а также раскрасили деревянные фигурки лошадок, сделали солнышко из картона и разноцветных лент, ворону в технике оригами и колобка из желтых и красных салфеток. Всего в первые весенние месяцы состоялись четыре встречи: «Выходи, тебе водить!», «Карусель народных игр», «Рассказ в рассказе», «Сказка – складка, послушать сладко».

tula230428-02Занятия из цикла мероприятий «Загляни в историю письменности, или Откуда началась книга» в марте и апреле были посвящены истории алфавитов и отдельно латинице.

Учащиеся из разных центров образования и просто гости библиотеки отправились в виртуальное путешествие к финикийцам (XIII в. до н. э.), создавшим первый алфавит по принципу «один согласный звук – один знак», во времена древних греков, придумавших обозначать буквами гласные, к древним славянским народам, у которых собственные азбуки появились благодаря Кириллу и Мефодию: сначала глаголица, а затем и кириллица. Поговорили также о том, как менялась кириллица с момента ее создания до наших дней, почему набор букв мы называем алфавитом или азбукой, что такое алфавитные псалмы Ветхого завета и зачем они были построены по принципу акростиха.

tula230428-03Закрепить знания помогли различные задания. Участники пытались прочитать надпись из букв, обозначающих только согласные звуки, разгадывали акростихи, фразы, составленные по принципу критского слогового (силлабического) письма и с использованием глаголицы, а с помощью плаката «Греческий алфавит» и магнитных букв набора «Кириллица» обнаруживали «греческие» (пришедшие в кириллицу из греческого алфавита) буквы.

Апрельское занятие было посвящено латинскому языку, его появлению и развитию. Латинский алфавит начал формироваться предположительно в VIII веке до н. э. в Древнем Риме, направление письма в архаичных надписях могло меняться (такой способ назывался бустрофедоном). tula230428-04Всё это обсудили со школьниками, а также познакомили их с этапами развития латиницы: архаическая латынь (древнелатинский язык), классическая латынь, постклассическая латынь, поздняя латынь, средневековая латынь и т. д. Затем искали среди русских букв латинские, читали латинские пословицы и поговорки и искали их аналоги в русском языке, представляли, каково это – учиться в средневековой школе, где не было ни парт, ни нормального материала для письма. Особенно понравился участникам мастер-класс по изготовлению буквы «А» в технике оригами и «финикийского корабля» с буквами.

Для мероприятий были подготовлены книжные выставки «От знаков к буквам, от букв к словам», «Вечный город».

tula230428-05Библиотечные занятия «Открываем в сказку дверь» проводятся для детей с ОВЗ и включают громкие чтения и элементы театрализации. Весной знакомились с русскими народными сказками «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса». При этом обращали внимание на повторяющиеся речевые обороты и сюжетные повторы, а в ходе беседы формировали у детей коммуникативные навыки. Чтобы разнообразить занятия, использовали магнитный театр, пескографию, готовили видеозагадки и видеовикторины, играли в игры на развитие монологической речи и памяти.

tula230428-06Весенняя программа цикла «Тулология» тоже получилась насыщенной. Прошёл историко-краеведческий час «И звучит гармошка тульская», приуроченный к 195-летию со дня рождения Николая Ивановича Белобородова, создателя тульской хроматической гармоники. Подготовили познавательный урок «Легенды Тулы» – о старинных, современных, проверенных, неправдоподобных тульских историях, связанных с царями, разбойниками, оружейниками, монахами и известными горожанами. Организовали краеведческую беседу «Славный барин – самовар!», посвящённую 245-летию начала фабричного производства самоваров в Туле и 175-летию со дня рождения Александра Степановича Баташева, самоварного фабриканта. Каждое занятие включало теоретическую часть, игры и мастер-класс: участники смастерили бумажную гармошку и аппликацию с изображением самовара.


Конева И. А.,
заведующий Центром поддержки детского чтения
ОСП «Тульская областная детская библиотека»
ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.