ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))
ОБНОВЛЁН календарный план на II квартал 2024 года
24 марта в Областной детской библиотеке им. И.А. Крылова, Ярославль, состоялся семинар по знаменитому пособию английского писателя и идеолога чтения Эйдана Чамберса «Расскажи: читаем, думаем, обсуждаем».
Эйдан Чамберс – детский писатель с мировой славой, однако художественные произведения этого автора на русский язык пока не переведены. Гораздо больше повезло российским учителям и библиотекарям: Издательский дом «Самокат» впервые перевёл и выпустил практическое пособие Чамберса по обучению детей чтению «Расскажи». В книгу вошли две работы автора с теоретическими и практическими советами для взрослых, которые хотят помочь детям стать читателями. Только в Англии эта книга выдержала более 15 переизданий, выходила также в 12 других странах, была переведена на 10 языков. Интересно, что сам Эйдан до 10 лет относился к «нечитающим детям», и стал увлеченным и вдумчивым читателям только благодаря усилиям и участию конкретных взрослых – учителей и наставников. Поэтому его опыт и методики по привлечению к чтению особенно весомы.
Евгений Карпов, редактор и переводчик книги, приехал в Ярославль, чтобы представить издание и поделиться практическими методиками, которые в нём описаны.
«Мало привести ребенка в библиотеку и дать ему в руки книгу, – говорит Евгений Карпов, – надо сделать чтение приоритетным, чтобы ребенок предпочел это занятие другим».
Чтобы это стало возможным, прежде всего, необходима реализация «круга чтения». В центре круга – читатель-наставник (взрослый человек: родитель, учитель, библиотекарь). И, чтобы ребенок начал читать, необходимо взаимодействие трех основных составляющих: доступность разнообразных книг (выбор), само чтение как процесс (выделение времени для чтения и организация места для чтения) и возможность для ребенка поделиться впечатлениями о книге (отклик, беседа о прочитанном).
Однако нередко все попытки привлечь ребенка к чтению натыкаются на вполне законный детский вопрос: а зачем мне читать? Участники семинара не только прослушали теоретическую часть, но, привлекая свой опыт работы, рассказали, как они отвечают на подобные вопросы.
Е.А.Волкова (детская библиотека МБУК «Пошехонская ЦБС»), рассказала, что у них самая потерянная для чтения категория – это подростки (7-8 класс): «С этими ребятами я чаще всего стараюсь говорить индивидуально. Если передо мной лидер, то советую читать, потому что это позволит ему ещё больше упрочить свой авторитет среди сверстников. А если ребенок тихий и стеснительный, я ему объясняю, что преимущество книг в том, что они дают новые знания, опору в жизни, ответы на важные вопросы. С начитанным человеком всегда интересно и общаться и дружить! А в целом на семинаре, я считаю, мы расширили свои знания. Хотя ключевые моменты, в принципе, уже знали, но есть и новое. Я вот сейчас в книге Чамберса прочитала, что хорошо, если в районе библиотеки живет какой-либо литератор. Мы тоже всегда это в работе используем – приглашаем наших местных поэтов почитать свои произведения. И дети у нас потом просят не детективы или приключения, а «дайте нам стихи»».
«Информация была представлена очень актуальная, – говорит Н.Н. Воробьева (филиал № 11 МУК «ЦСДБ г. Ярославля»). – Я сейчас провожу литературные уроки для школьников, вместе обсуждаем книги. Тут дана конкретная методика. И сама подача материала - немонотонная, с обратной связью, – очень хорошо воспринималась».
Т. Н. Кузнецова (филиал № 7 МУК «ЦБС г. Ярославля») отметила, что «был представлен несколько другой взгляд на то, что мы обычно делаем, более маркетинговый, что ли. Большая часть озвученных методик уже есть в нашей практике, причем это известно еще из советского библиотечного дела. Но тут была приведена более современная терминология и выделены некоторые важные практические моменты. Такие мероприятия заставляют думать, использовать нестандартные методы работы».
Е.Д. Иванова, библиотекарь детского отделения филиала № 18 МУК «ЦБС г. Ярославля»: «Было очень интересное общение, много интересной информации общего характера (о книгах, фильмах, сайтах). Думаю, что книга Чамберса достойна изучения. Я ещё буду её читать, разбираться. Трудно сейчас отметить какие-то инновации, но уже можно сказать, что практический материал чётко систематизирован, упорядочен, и это уже само по себе полезно».
Т.В. Маханькова, ведущий библиограф отдела справочно-библиографической и информационной работы ОДБ им. И.А. Крылова: «Очень понравилась подача материала ведущим, как он рассказывает, с наглядными примерами. Книга Чамберса мне отчасти уже знакома. Конечно, автор Америку не открыл, большая часть информации нам известна. Например, тот же метод «Расскажи» у нас практиковался ещё с советских времен: ребенок сдавал книги на абонементе и с ним работали точно по вопросам Чамберса: что понравилось в книге? Что не понравилось? Сейчас, конечно, никто уже на детей не «давит», но если посетитель просит дать «такую же книгу», библиотекарь по этой же схеме выясняет, что именно «зацепило» ребенка в произведении. В книге «Расскажи» информация хорошо систематизирована. Это как указатель форм работы, некая шпаргалка-напоминание, если вдруг что-то забыл. Например, по стендам (Чамберс называет «дисплей») всё по пунктам расписано, и, оформляя книжную выставку, будет очень полезно сверяться, чтобы ничего не упустить».
Семинар был организован ГОУ ДПО ЯО «Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области» и научно-методическим отделом ГУК ЯО «Областная детская библиотека им. И.А. Крылова». В нем приняли участие 35 библиотечных специалистов ЦБС и ЦСДБ г. Ярославля, библиотек районов области, ОДБ им. И.А. Крылова. Судя по оставленным отзывам, мероприятие единодушно было признано очень эффективным и полезным.
Ольга Иванова, редактор научно-методического отдела
ГУК ЯО «Областная детская библиотека им. И. А. Крылова»
В серии «Самокат для родителей» книга А.Чамберса «Расскажи» продолжает тему, успешно начатую бестселлером Д. Пеннака «Как роман». Проблема чтения в книге исследуется с разных точек зрения — философской, психологической и — что очень важно! — с методической. Книга содержит множество рекомендаций для тех, кто работает с детьми и книгами: для библиотекарей, учителей, родителей, организаторов внеклассной работы.