ОТКРЫТ ПРИЁМ ЗАЯВОК
на Всероссийский конкурс «С чего начинается Родина?
Лучшие практики библиотек РФ, обслуживающих детей,
по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию»
(приём конкурсных работ по 31 мая 2025 г.)
МАТЕРИАЛЫ круглого стола к Общероссийскому дню библиотек (20.05.2025 г.)
ОБНОВЛЕН календарный план РГДБ на II квартал 2025 года (от 19.05.2025 г.)
11-12 апреля в Пензенской областной библиотеке для детей и юношества состоялась V Межрегиональная инновационная лаборатория «Библиотека – территория творчества», в которой приняли участие ведущие библиотечные специалисты республиканских, областных детских и юношеских библиотек из 11 регионов РФ – Москвы, Чувашии, Иванова, Липецка, Самары, Саратова, Ульяновска, Тамбова, Кирова, Белгорода, Нижнего Новгорода, а также специалисты библиотечного дела Пензенской области.
Работу лаборатории открыл начальник Управления культуры и архива Пензенской области Шилов Е. А., подчеркнувший важность работы библиотек в продвижении чтения в детской и молодежной среде.
Главными темами для обсуждения были определены: исследовательская деятельность библиотек и организация содержательного досуга для детей и молодежи. На несколько дней библиотека превратилась в творческую лабораторию: каждый выступающий поделился своим профессиональным «открытием», удачной идеей, креативным подходом к библиотечной работе.
Коллеги из Липецка (при поиске новых форм работы с подростками) увидели «необычное в обычном»; специалисты Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества вывели формулу библиотечного досуга – ЧТЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ; как форму приобщения к чтению детей и подростков, библиотекари Нижегородской областной детской библиотеки представили Музей книги, а Саратовской областной библиотеки для детей и юношества – Библиотеатр.
Лаборатория показала широкий спектр исследуемых современной библиотекой социальных явлений: взаимоотношения детей и родителей («Ребенок глазами родителей»), нравственные идеалы(«Мой любимый герой в Российской истории») и отношение к истории родного края («Любимые книги о Тамбове и произведения тамбовских авторов») стали объектом изучения Тамбовской ОДБ; Самарская областная детская библиотека при проведении исследования «Читающий учитель – это всегда современно!» ставила своей задачей выявление состояния, объёма и качества учительского чтения, уровня получаемой информации и возможностей её приобретения учителями, в том числе через библиотеки, а также определение степени информированности учителя о современной художественной литературе для детей и взрослых, определение его статуса в роли руководителя детским чтением.
Исследование «Молодежь Заречного: перспективы чтения»вдохновило сотрудников информационно-библиотечного объединения г.Заречного Пензенской области на разработку новых проектов и поиск нестандартных форм работы.Результаты социологических исследований, проведенных Чувашской республиканской детско-юношеской библиотекой,позволяют создать социально-психологический портрет подрастающего поколения («Как живешь, подросток?»), а мониторинг удовлетворенности пользователей библиотеки – оптимизировать работу библиотеки в целом.
Директор Пензенской областной библиотеки для детей и юношества Полбицына Л. П. познакомила коллег с исследованием культурного и образовательного уровня детской и молодежной аудитории, их интересов и потребностей, а также рассказала о новых формах работы, которые возникли после анализа полученных результатов.
Общую картину состояния детских библиотек представила Жукова Марина Николаевна, заведующая научно-методическим отделом Российской Государственной детской библиотеки.
Итоги работы были подведены на Круглом столе «Стиль современной библиотеки – творчество и инновации». Все участники лаборатории отметили необходимость таких встреч, так как они способствуют развитию библиотечного дела и творческому росту каждого специалиста.
Выступления коллег будут опубликованы в сборнике "Материалы V Межрегиональной инновационной лаборатории «Библиотека – территория творчества».