ОТКРЫТ ПРИЁМ ЗАЯВОК
на Всероссийский конкурс «С чего начинается Родина?
Лучшие практики библиотек РФ, обслуживающих детей,
по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию»
(приём конкурсных работ по 31 мая 2025 г.)
МАТЕРИАЛЫ круглого стола к Общероссийскому дню библиотек (20.05.2025 г.)
ОБНОВЛЕН календарный план РГДБ на II квартал 2025 года (от 19.05.2025 г.)
29 марта в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке
состоялся семинар-совещание заведующих детскими библиотеками республики
«Моделирование библиотечного обслуживания детей и юношества
в современных условиях»
Открыла семинар-совещание Инна Ильина, начальник отдела народного творчества, музейного и библиотечного дела Минкультуры Чувашии. Она в целом охарактеризовала работу библиотек республики за 2011 год и обозначила задачи их дальнейшей деятельности, главная из которых – быть востребованными в местном сообществе.
В докладе директора республиканской детско-юношеской библиотеки Тамары Григорьевой прозвучала информация об изменениях менталитета детской библиотеки и ее основных функций в связи с реалиями последнего времени. В новой модели конкурентной библиотеки очень важна ориентация не только на реального, но и на виртуального пользователя, развитие библиотеки для детей как открытой системы.
p<>.* Уровень информационной, педагогической, коммуникативной компетентности детского библиотекаря в продвижении идей чтения стал основной темой сообщения Лилии Илларионовой, старшего преподавателя кафедры библиотековедения и библиографии Чувашского государственного института культуры и искусств.* Она рассказала о профессиональных требованиях к специалистам в условиях инновационного развития библиотеки.
Использование библиотеками образовательных инновационных технологий расширяет образовательное пространство для детей, готовит подрастающее поколение к жизни в информационном пространстве.Технологии тьюторского сопровождения детей (психолого-педагогические и социальные, технологические пакеты), их применение на практике были рассмотрены в сообщении Веры Дилек, заведующей отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста республиканской детско-юношеской библиотеки. Она подчеркнула, что в основе технологий тьюторского сопровождения лежит ориентация на активность ребенка, его самореализация. Детские библиотекари способны применять эти технологии и тем самым вовлекать читателей в творческие занятия, на которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.
Галина Кузьмина, заведующая отделом обслуживания республиканской детско-юношеской библиотеки, познакомила с новыми диалоговыми формами работы с книгой и показала применение технологий «чтение с остановками» и «шесть шляп», которые используются, чтобы привлечь ребенка к осмысленному чтению.
Сегодня библиотеки находятся в постоянном поиске новых форм обслуживания населения, работы с читателями, ведут поиск наиболее эффективных методов по предупреждению проявлений асоциального поведения детей и подростков. Начальник отделения психологического обеспечения ФКУ УИИ УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Наталия Кулешова в своем сообщении рассмотрела положительный опыт эффективного взаимодействия и социального партнерства с республиканской детско-юношеской библиотекой и выступила с предложением активизировать взаимодействие библиотекарей с работниками специальных профилактических служб и центров на местах, содействующих социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
В выступлениях специалистов библиотек были раскрыты новые формы организации обслуживания детей и юношества. Опыт детской библиотеки им. Л. Кассиля г. Чебоксары по внедрению штрихкодирования на абонементе был освещен в сообщении ведущего библиотекаря Наталии Ивановой. Библиотекари наглядно убедились в преимуществах технологии автоматической идентификации документов. О нестандартных формах в обслуживании читателей-дошкольников (применение театрально-игровых форм; проект «Убаюканные чтением»; проект «Рюкзачок «Почитайка»») рассказала Екатерина Цирулина, заместитель директора Центральной библиотеки Козловского городского поселения. С помощью электронного путеводителя «Библиотека твоего поколения», продемонстрированного заведующей юношеской библиотекой г. Канаш Верой Дороговой, была раскрыта модель обслуживания читателей юношеского возраста.
Завершился семинар-совещание подведением итогов. Участники мероприятия получили методические материалы по рассмотренным вопросам.
Фоторепортаж