ОТКРЫТ ПРИЁМ ЗАЯВОК
на Всероссийский конкурс «С чего начинается Родина?
Лучшие практики библиотек РФ, обслуживающих детей,
по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию»
(приём конкурсных работ по 31 мая 2025 г.)
МАТЕРИАЛЫ круглого стола к Общероссийскому дню библиотек (20.05.2025 г.)
ОБНОВЛЕН календарный план РГДБ на II квартал 2025 года (от 19.05.2025 г.)
19 марта 2012 года ЦГДБ им. А. С. Пушкина (отдел библиотечных инноваций) и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования был организован семинар методистов и руководителей школьных библиотек, посвященный современной детской литературе, новым проектам и изданиям.
Для участия в семинаре были приглашены: *М. В. Иванкива(доцент кафедры СПб ГУ КиТ, кандидат филологических наук) и И. А. Сергиенко (доцент кафедры СПб ГУКИ, кандидат филологических наук).
Ю. О. Трякина, зав. отделом комплектования ЦГДБ им. А. С. Пушкина, рассказала о книжных новинках и поступлениях в библиотеку за 2011 год: И. Зартайская «Все бабушки умеют летать», «Дедушка, Grand-Pere, Grandfather: воспоминания внуков и внучек о дедушках, знаменитых и не очень, с винтажными фотографиями XIX-XX веков» (сост. Е. В. Лаврентьева), В. Ф. Каменев «Долгая дорога домой», Д. Мохаммади «Маленькая торговка спичками из Кабула», Б. Питцорно «Послушай мое сердце», С. Прудовская «История книги своими руками», Д. Сабитова «Три твоих имени», «Фонтанная азбука Петергофа» (авт. текста Е. Шемягина), интерактивная книга «Армия Наполеона» и др. Трякина проинформировала слушателей о сотрудничестве ЦГДБ с такими издательствами, как «Карамельки», «Самокат», «КомпасГид», «Розовый жираф», «Эксмо», «ДЕТГИЗ» и др.
В выступлении М. В. Иванкивой была затронута проблема детской толерантности. Иванкива сделала обзор новинок зарубежной детской литературы, затрагивающих эту тему, и остановилась на произведениях шведских писательниц Мони Нильсон («Цацики идет в школу»_) и Энн Файн (_«Пучеглазый»), где речь идет о детях из неполных семей. Она рассказала о детском философе Оскаре Бенифье, создателе проекта «Что такое жизнь», а также о проекте Л. Улицкой «Другой, другие, о других», посвященном вопросам толерантности. Особое внимание Иванкива уделила серии книг «Я вижу солнце» Деди Кинг и Джудит Инглез. Книги из этой серии являются художественно-обучающей литературой. Каждая история написана от лица ребенка той или иной национальности и на его родном языке и издается отдельной книгой. В 2011 году были опубликованы рассказы детей из Афганистана, Китая, Непала, России. Читая повествования о жизни сверстников, так похожих на них самих, ребята учатся быть толерантными.
И. А. Сергиенко выступила на тему «Современная детская литература в чтении подростков». Сергиенко остановилась на жанре «школьной повести», который, казалось бы, утратил свою популярность (пик жанра пришелся на 60-80-е годы ХХ века). И хотя вопросы, затрагивающиеся в литературе для детей, безусловно важны (поднимаются острые темы – неблагополучное детство, дети-инвалиды, фашизм, насилие и др.), стал ощутим дефицит «школьного» чтения для подростков. При этом «школьная повесть» не исчезла как жанр, скорее, на матрицу этого жанра легли созвучные со временем сюжеты. Появились такие книги, как «Гарри Поттер» и сага «Сумерки». За фантастическим сюжетом кроются все те же вопросы, волнующие подростков: взаимоотношения со сверстниками и педагогами, любовь и дружба, честь и достоинство, проблема выбора …
В заключение семинара был подведен итог: совместная работа библиотечных специалистов, педагогов, издателей должна быть направлена на то, чтобы современные дети получали качественное и мудрое чтение.