Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Конференция «Детская книга: библиотечные и педагогические практики»


yaroslavl201130-0116-17 ноября в Областной детской библиотеке им. И.А. Крылова в рамках IV Крыловских чтений состоялась Всероссийская научная конференция «Детская книга: библиотечные и педагогические практики».

Мероприятие прошло онлайн, было организовано совместно с Ярославским центром регионального литературоведения, научно-просветительским проектом «Русский логос» и факультетом русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского» при поддержке департамента культуры Ярославской области.

yaroslavl201130-02Доктор филологических наук, руководитель научно-просветительского проекта «Русский логос», доцент ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Лариса Владимировна Ухова обратила внимание участников конференции на то, что сегодня меняется образ детской книги – он все больше приобретает черты креолизованного текста. Креолизованный текст – это текст, состоящий из двух частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (изобразительной, звуковой и т. д). Подобный двойственный подход обычно характерен для рекламы, но в последнее десятилетие все больше проникает в издания для детей.

– Дело в том, что дети поколения ZET абсолютно иначе воспринимают информацию, – говорит Лариса Владимировна Ухова, – визуальный канал у них развит гораздо лучше, чем вербальный. И детская книга приобретает креолизованную природу, когда вербальный и невербальный знак находятся в единстве. Чтобы грамотно считать такой текст, нужна высокая степень интерпретационной культуры. И современные дети с этим прекрасно справляются.

yaroslavl201130-03Наиболее яркими примерами реализации данной тенденции являются комикс и графическая новелла, эти жанры сегодня становятся все более популярными. Но и в традиционной для России детской литературе чрезвычайно возросла роль иллюстраций в успешном восприятии ребенком книги.

Зам. директора по методической работе АО Издательство «Детская литература» Наталья Владимировна Песчанская осветила современные проблемы издания книг для детей и юношества. Издательство «Детская литература» – одно из старейших в нашей стране. В связи с 75-летием Победы было выпущено множество книг военной тематики, в т. ч. отечественная и зарубежная классика. В то же время в «Детской литературе» стремятся найти новых талантливых авторов, которые пишут для подростков. С этой целью был создан Международный конкурс имени Сергея Михалкова. За 10 лет на конкурс поступило порядка 2500 рукописей, было отобрано более 70 работ, из которых 50 издано, и данная серия продолжается. Как рассказала Наталья Владимировна Песчанская, самой ожидаемой книгой этого года стал математический триллер Елены Липатовой «Миллион за теорему». Главная героиня – девочка 14 лет, увлеченная математикой. Подобного рода литература способна пробудить у подростков интерес к науке.

yaroslavl201130-04Ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки Александра Юрьевна Губанова поделилась данными опроса по поводу отношения детей к различным источникам информации о Великой Отечественной войне. В опросе, инициированном РГДБ в ноябре-декабре 2019 г., приняли участие более 10 тысяч респондентов в возрасте 7-18 лет. Предыдущий опрос на ту же тему был проведен в 2015 году, за пять лет ситуация изменились незначительно. Например, в 2015 г. 77 % детей считали, что Великая Отечественная война – «Великий подвиг России, который нельзя забывать», а в 2019 г. так считали 73 % опрошенных. Однако, отвечая на вопрос о мероприятиях, посвященных войне, которые дети посетили, 71 % ребят назвали библиотечные мероприятия (против 52 % в 2015 г.). Среди источников информации о войне по-прежнему лидируют книги, но постепенно теряют свои позиции в пользу фильмов, сериалов и интернета – 78 % против 82 % в 2015 г. Хотя увеличилось число детей, которые после просмотра фильма обратились к соответствующей книге. Топ-10 книг о войне, популярных у детей и подростков, за 5 лет практически не изменился.

Среди наиболее интересных выступлений участники конференции отметили доклад главного библиотекаря ЦДБ им. Ярослава Мудрого МУК «ЦСДБ г. Ярославля» Марины Дмитриевны Даниловой, посвященный детской литературе, которая издавалась в годы Великой Отечественной войны. Отправной точкой исследования стал указатель Ивана Ивановича Старцева «Детские книги за годы Великой yaroslavl201130-05Отечественной войны», который содержит 1300 наименований книг, увидевших свет в 1941-45 гг. Как рассказала М.Д. Данилова, во время войны книги печатали и в Москве (даже когда враг стоял на подступах к столице), и в блокадном Ленинграде. Литература была очень востребована. Вот, например, воспоминания журналистки Ольги Николаевны Тюлевой: «Зимой 1941 года ко мне пришел мой школьный товарищ Вова Ефремов. Я его с трудом узнала – так он похудел. Он был как маленький старичок. Ему было 10 лет. Опустившись на стул, он сказал: «Леля! Очень есть хочется! Нет ли у тебя… чего-нибудь почитать». Я дала ему какую-то книгу. Через несколько дней узнала, что Вова умер».

Во время войны книги поддерживали людей, отвлекали от тяжелых будней и порой хранили память о тех, кто воевал и погиб на фронте. В военное лихолетье писатели тоже не прекращали работы. Так, Корней Чуковский в 1942 году написал сказку «Одолеем Бармалея!», где со злыми захватчиками сражалось войско доброго доктора Айболита. Писатель считал, что с детьми необходимо говорить о войне, объяснять им, что происходит. С другой стороны, в те трагические годы старались не лишать детей детства. Именно во время войны Лев Кассиль придумал Неделю детской книги, и первый такой праздник состоялся в Москве весной 1943 года.

yaroslavl201130-06Военную тему продолжила зам. директора ОДБ им. И.А. Крылова Елена Владимировна Красулина, которая рассказала об изданиях военной поры из фонда ОДБ им. И.А. Крылова. В годы Великой Отечественной войны издавалось много литературы, которую сегодня назвали бы вдохновляющей. Это книги о великих людях, героизме и подвиге. В частности, в фонде Крыловки сохранилась книга Леонида Пантелеева «Гвардии рядовой» про Александра Матросова. Сюда же относятся небольшие, написанные простым языком рассказы о Евпатии Коловрате, Степане Разине, Суворове, о Денисе Давыдове и Надежде Дуровой. Подобные произведения обычно объединяли в серии патриотической направленности. Например, серия «Великие борцы за русскую землю» – в фонде Крыловки сохранились три издания. Также в то время активно поддерживался интерес подрастающего поколения к точным и техническим наукам. В фонде ОДБ им. И.А. Крылова нашлась очень зачитанная повесть «Жизнь Мари Кюри», написанная ее дочерью Евой Кюри, а также истрепанные до дыр, залитые чернилами «Рассказы о технике» Бориса Житкова. «Рассказы о технике» были изданы в Ленинграде в 1942 году. Особняком стоит еще одно ленинградское издание 1944 года, настоящая жемчужина фонда – сборник стихов Агнии Барто «Фонарик». В книге цветные иллюстрации (художник К. Кузнецов), что было большой редкостью для военной поры.


Ведущий методист научно-методического отдела ГУК ЯО «Областная юношеская библиотека имени А.А. Суркова» Светлана Николаевна Левагина проанализировала письма с рисунками, присланные в Мышкинский народный музей, и поделилась своими выводами о том, как дети визуализируют персонажей. yaroslavl201130-07В 1990 году журнал «Веселые картинки» опубликовал информацию о Музее мыши, а также легенду, связанную с основанием города Мышкина Ярославской области. Редакция журнала обратилась к юным читателям с предложением написать в музей и рассказать о своем видении мыши как сказочного персонажа. Писем в музей Мыши тогда пришло очень много, а Светлана Николаевна Левагина проанализировала случайную выборку – 1500 рисунков, выполненных детьми от трех до тринадцати лет. Эти уникальные документы позволяют судить, как дети воспринимают и отражают в своем творчестве самих себя и окружающую действительность, нередко ассоциируя себя со сказочным персонажем.

Опытом организации работы библиотеки в виртуальном пространстве поделилась главный библиотекарь отдела комплектования и обработки ГКУК «Белгородская государственная детская библиотека им. А.А. Лиханова» Наталья Кимовна Быкадорова. Белгородская ГДБ им. А.А. Лиханова представлена в соцсетях, но большую роль в работе играет сайт библиотеки. Это полноценный портал, на главной странице представлена «Афиша событий» – анонсы мероприятий, которые вскоре состоятся в библиотеке. Здесь же информация о новых книгах, недавних поступлениях. Востребованным разделом является раздел «Библиотека он-лайн», где можно забронировать или продлить книгу. yaroslavl201130-08В сложных эпидемических условиях Лихановка освоила дистанционное проведение массовых мероприятий, мастер-классов, акций и конкурсов, детской научной конференции. Но главной задачей остается привлечение детей к чтению, чтобы ребенок вышел из виртуального пространства, обратился в библиотеку и взял почитать книгу.

Главный библиотекарь методического отдела МБУК «Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга» Елена Викторовна Кямкина остановилась на организации и проведении конкретного онлайн мероприятия – литературного онлайн-квеста «В погоне за Белым кроликом». Весной 2020 г., когда работа библиотек полностью перешла в онлайн-режим, библиотекари совместно со студентами Свердловского педагогического колледжа придумали и провели в сети ВКонтакте квест по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Была придумана легенда квеста, вопросы по сюжету повести, а также выделены персонажи, которые стали ведущими. Мероприятие стартовало с видеообращения Белого кролика, который попросил ребят помочь спасти Сказочную страну. Для каждого персонажа-ведущего была создана страница в ВК, и дети переходили от страницы к странице, переписывались с персонажами, выполняли задания, и в качестве наград получали фрагменты короны. Когда каждый участник собирал корону целиком, Красная королева благодарила его в личной переписке. В итоговой части состоялось прямое онлайн-включение, и Белый кролик объявил и поздравил победителей. Квест проходил с 12-00 до 20-00, в нем приняли участие 70 юных читателей. В организации, кроме библиотекарей, участвовало 20 студентов педагогического колледжа: 10 из них выступали персонажами сказки, остальные помогали в модерации.

В плане современных библиотечных практик обратил на себя yaroslavl201130-09внимание рассказ зав. отделом ГБУ ИО «Ивановская областная библиотека для детей и юношества» Ирины Викторовны Челышевой про робота по имени МАЯК, которого активно используют в работе. На выступление тут же откликнулись коллеги из ЦДБ г. Рыбинска Ярославской области, где есть свой собственный робот Робик. Библиотекари выразили желание обменяться опытом.

Зав. детской юношеской библиотекой № 7 МБУ «Библиотечно-информационная система» г. Нижневартовска Татьяна Михайловна Фурсова поделилась опытом вовлечения детей-мигрантов в русскоязычную среду через сказкотерапию. В Нижневартовске живут люди 26 различных национальностей, приезжие из бывшего СССР, а также внутрироссийские мигранты. В библиотеке организуют игровые программы и фольклорные часы, где много внимания уделяют традициям разных народов. Детям, которые испытывают трудности с русским языком, стараются помочь с помощью русских народных сказок, практикуют громкие чтения с комментариями и объяснениями. Это помогает ребятам быстрее адаптироваться в новой языковой среде.

yaroslavl201130-10– Традиционно конференция у нас занимает два дня и включает довольно большое количество выступающих, – говорит зам. директора ОДБ им. И.А. Крылова Елена Владимировна Красулина. – Но в этот раз, в связи с эпидемической ситуацией, формат был более сжатый, и мы, изначально формируя программу, постарались представить разноплановые вступления: прозвучали и теоретические доклады, и информация о детском книгоиздании, и библиотечные практики по организации офлайн- и онлайн-мероприятий. И, естественно, в год 75-летия Победы не могли обойти стороной военную тему.

В работе конференции приняли участие специалисты из Москвы, Иваново, Екатеринбурга, Белгорода, Нижневартовска, Ярославля и Ярославской области. Дистанционная форма позволила расширить географию форума, и к нему смогли присоединиться коллеги из отдаленных от Ярославля регионов нашей страны.


Ольга Иванова,
редактор научно-методического отдела
ГУК ЯО «Областная детская библиотека им. И.А. Крылова»


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.