Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Межрегиональная конференция "Читать или не читать? Чтение подростков в реальной и электронной среде"


ryazan191017-0215 октября Рязанская областная детская библиотека открыла свой юбилей межрегиональной конференцией "Читать или не читать? Чтение подростков в реальной и электронной среде". Ее провели в содружестве с экспертами из Москвы, коллегами из Брянска, Липецка, Челябинска, Рязани и области. Открывая конференцию, директор библиотеки Татьяна Николаевна Окружная отметила, обращаясь к десяткам специалистов:
"Хотели бы вас поблагодарить за интерес к нашему юбилею, мы с надеждой смотрим в следующее 100-летие, и мы беремся за трудные темы. А тема чтения подростков - это, наверное, тема самой трудной аудитории".

От имени министра культуры и туризма Рязанской области Виталия Попова юбилейную конференцию поприветствовала Елена Владимировна Серикова, главный специалист отдела координации деятельности учреждений культуры.

ryazan191017-03Открыла конференцию докладом "Чтение подростков в реальной и виртуальной среде" Александра Губанова, ведущий научный сотрудник Российской государственной детской библиотеки. Она описала феномен электронного чтения, привела рекомендации Google, данные исследований РГДБ, Brand Analytics, Института исследований интернета, Региональной общественной организации «Детское творческое объединение «ЮНПРЕСС», в рамках которых изучались информационные каналы и способы коммуникации подростков, тематику поисковых запросов в Интернете, а также отношение к чтению в реальной и виртуальной среде. По данным исследования 2017 года, 73% детей в возрасте 8-12 лет читают книги – как печатные, так и электронные. Характерно, что они создают и цитируют контент в социальной сети "Вконтакте", а также выбирают платформы "YouTube", Tik Tok, Snapchat, LIKE video. А.Ю. Губанова предложила библиотекарям адаптировать давние способы работы под новые условия, освоить варианты современных коммуникаций, в том числе, создавать каналы на "Яндекс.Дзен", видеоподкасты и обзоры книг на сайте библиотеки.

ryazan191017-01Много теоретического и практического прозвучало в докладе "Коммуникационные стратегии для библиотек" Анны Титовой, преподавателя Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки. Перечисляя стратегии коммуникаций, она назвала не только действия в соцсетях, но и создание мобильных приложений, печатную и наружную рекламу, контакт со СМИ, экспертную работу на книжных ярмарках. Титова предложила библиотекарям мыслить как маркетологи, применяя понятия целевой аудитории, строя модель b2c для подростков, b2b для компаний-соратников и т.д. Также она оценила библиотечные паблики как СМИ и предложила отстаивать право на "молодежный" язык общения перед учредителем (больше эмодзи и меньше канцелярита). Оценивая возможности социальных сетей, она в то же время указала, что библиотекарь - идеальный "комьюнити-менеджер" применительно к самой библиотеке, не в сетевом, в реальном мире. Она поделилась своим видением работы подростков с медиа. Из пазла сообществ, социальных платформ подросток создает уникальную личную повестку дня. Информацию он при этом не запоминает, но знает кратчайшие пути к ней.

В хрупкий баланс электронного и реального чтения внесла свои дополнения известный эксперт Марина Фошина, врач-психиатр, педагог-психолог интерната "Вера". Она сравнила книгу... с едой. Бумажная - то есть реальная! - пробуждает больше глубинных ассоциаций, больше эмоций, запоминается глубже и прочнее. Для малыша это магия семейного досуга, магия историй из под обложки, ну а электронную книгу с пользой освоит ребенок постарше.

ryazan191017-05Личной практикой, нестандартной техникой привлечения к чтению поделился в своем выступлении Владимир Багров (МБУК "ЦСДБ города Рязани"), педагог-физик, журналист и писатель. Он рассказал о проекте "Рязанский Хогвартс", выигравшем грант фонда Михаила Прохорова в конкурсе "Новая роль библиотек в образовании". Задания и квесты в проекте строились на основе текста саги Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Это побудило ребят-участников внимательно прочесть данную книгу, а позже с интересом знакомиться с сочинениями Стивена Хокинга, энциклопедиями, другими познавательными изданиями. Развивали их читательскую эрудицию и литературные домашние задания, и интеллектуальные брейн-ринги. Взрослые могут осмыслить этот опыт в методическом пособии "Рязанский Хогвартс. 30 шагов к успеху", а для детей доступны около 8000 фото и слайдов в тематике проекта в социальной сети "ВКонтакте".

Существенная часть конференции была отведена собственно исследованиям читательских предпочтений: для библиотекарей это и вопрос комплектования фонда, и задел для годового плана работы. Здесь высказались коллеги-гости из других регионов.

ryazan191017-06Кандидат педагогических наук Елена Зезека, замдиректора Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева, предложила итоги областного исследования "Книжные дети Брянщины". В преддверии юбилея Великой Победы анализировали "Интерес читателей школьного возраста к книгам о Великой Отечественной войне" в Ярославле. Сводные данные из анкет интерпретировала Елена Красулина, заместитель директора Ярославской областной детской библиотеки им. И.А. Крылова.

Кроме публичных выступлений, конференцию разнообразили видеоматериалы, стендовые доклады, выкладки в презентациях (все они будут своевременно доступны на нашем сайте). Так, видеосообщение "Жива ли классика, или Что сейчас на пике популярности? Круг чтения современных детей и подростков" записала психолог Евгения Щетинина, завсектором отдела библиотечного развития в ОБУК "Липецкая областная детская библиотека". Педагог рязанской школы №10 ryazan191017-07Светлана Жирнова подготовила стендовый доклад "Социальное партнерство коррекционной школы и детской библиотеки, как одно из условий мотивации чтения у подростков".

В конференции приняли участие около 70 человек из регионов, из районов Рязанской области, из Рязанской областной специальной библиотеки для слепых, Центральной городской библиотеки имени Есенина, Централизованной системы детских библиотек Рязани. А также участниками или слушателями стали школьные библиотекари, педагоги лицея 4, школ № 1, 55.


Автор: Ольга Маслова, ведущий библиотекарь отдела обслуживания
Рязань, Рязанская областная детская библиотека


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.