ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на методическую лекцию-консультацию «Особенности платформенных решений
в работе современных библиотек: практика и перспективы»
(04.06.2025)
ПРОДЛЁН ПРИЁМ ЗАЯВОК
на Всероссийский конкурс «С чего начинается Родина?
Лучшие практики библиотек РФ, обслуживающих детей,
по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию»
(приём конкурсных работ по 15 июня 2025 г.)
ОБНОВЛЕН календарный план РГДБ на II квартал 2025 года (от 2.06.2025 г.)
10 октября 2018 года в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4/1) состоялся информационно-образовательный семинар для заместителей директоров ЦБС по работе с детьми и методистов по теме «Народы России: этнокультурное воспитание подрастающего поколения». Организатором выступила СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека им. А.С.Пушкина» в партнерстве с СПб ФГБУ «Российский этнографический музей». Мероприятие проходило под эгидой VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, было включено в программу мероприятий Комитета по культуре Санкт-Петербурга, анонсировано на сайте ЦГДБ.
Важными документами, определяющими проблематику семинара, стали Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Центральной городской детской библиотекой имени А.С. Пушкина была проведена организационно-методическая подготовка к мероприятию: заключен договор о сотрудничестве с Российским этнографическим музеем, разработана программа, определены выступающие, подготовлены информационные и рекламные материалы. Российский этнографический музей - единственный музей мира, представляющий традиционную культуру России. Взгляд на музей и библиотеку как хранилище и транслятор этнокультурных ценностей среди населения определен ключевым. Сообщество детских библиотек Санкт-Петербурга в третий раз проводит мероприятие на данной площадке. Стержневые темы текущего года - этнокультурная проблематика и пути формирования этнокультурного мировоззрения у молодых людей; музейные программы, адресованные детям и подросткам.
Официальное открытие мероприятия состоялось в одном из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга - Мраморном зале Российского этнографического музея, который облицован розовым карельским мрамором. Горельефный фриз представляет своеобразную летопись народов России и изображает представителей различных этносов.
С приветственным словом и докладом выступила Ольга Анатольевна Ботякова, заместитель директора по научно-просветительской работе СПБ ФГБУ «Российский этнографический музей», кандидат культурологии. Ботякова говорила о возможностях музея как социального института межкультурной коммуникации, ресурсах воздействия на формирующуюся личность. Несмотря на конкуренцию в сфере образовательных услуг и форм проведения досуга, родители и педагоги продолжают рассматривать музейную среду как фактор развития и воспитания детей. Адекватный ответ музея на социальный запрос - разработка «семейного» направления музейной работы, частью которого являются программы по этнопедагогике. Потенциал этнографического музея в этой связи уникален, изучение традиционной системы семейно-брачных отношений и этнографии детства входит в область исследований по этнологии. Предметный мир детства в музее представлен подлинными артефактами: колыбелями, посудой, одеждой, игрушками, орудиями труда, предметами обучения и другими вещами, которые отражают систему народных верований, обычаев и практических навыков по уходу за детьми, их воспитанию и образованию. На основе этих источников в музее разработаны и успешно проводятся детские экскурсии и занятия по программам, имеющим этнопедагогическую основу: студия «Солнышко» (для родителей с детьми от 3-х лет), воскресный цикл музыкально-игровых занятий «Крошка-этнограф», и специально для взрослых – «Мамина школа». В них этнопедагогический ресурс музейных экспозиций широко используется в качестве средства музейно-педагогического воздействия (использование народных игр, фольклора и прикладного творчества).
В продолжение начатых обсуждений заведующая научно-методическим отделом Российского этнографического музея, куратор и разработчик долгосрочных музейно-образовательной программы «Такой я увидел Россию» для слабовидящих и незрячих детей и взрослых Наталия Валерьевна Челищева, представила участникам семинара тематический цикл экскурсий, игровых и практических занятий, рассказывающих об истории России, народном быте, о традиционных ремеслах и видах народного искусства.
Научный сотрудник научно-методического отдела Российского этнографического музея Белла Велихановна Абалаева познакомила с интереснейшим проектом музея -«Литературный багаж. Крестьянский мир графа Льва Толстого». Русская традиционная культура лежит в основе исторического, литературного контекста XIX века, вместе с техническим прогрессом, унификацией, индустриализацией к началу XXI века она сильно изменилась, и для неискушенного посетителя назначение многих артефактов стало непонятным. Чтобы помочь школьникам в освоении исторического контекста был задуман новый цикл интерактивных экскурсий - «Крестьянский мир графа Льва Толстого», созданный с учетом школьного курса по истории и литературе. Цикл адресован трем возрастным категориям: ученикам младшей, средней и старшей школы. Открывает цикл «Муравейное братство», в котором задействованы отдельные тексты «Азбуки», «Русских книг для чтения», басни, притчи, пословицы и поговорки от Толстого, его арифметические задания. Проект находится в стадии дальнейшей разработки, является перспективным.
Доклады и выступления вызвали заметный интерес у специалистов детских библиотек. Музеи и библиотеки объединяет общая задача - собирать в фондах и предоставлять пользователям культурное наследие цивилизации. По мнению участников, партнерское сотрудничество способствовало успешному проведению совместного мероприятия, которое можно считать весомым вкладом в этнокультурное воспитание детей и молодых людей.
По традиции для участников семинара была организована экскурсия по залам Российского этнографического музея.
Информационное сообщение В.К. Кузнецовой, заведующей отделом библиотечных инноваций и методической работы Центральной городской детской библиотеки им. А.С.Пушкина, было посвящено участию детских общедоступных библиотек в сетевых проектах «Союза детских библиотек Санкт-Петербурга». Был оглашен перечень годовых акций, который вошел в «Календарь Союза детских библиотек на 2019 год» и список кураторов акций от Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина.
В.К. Кузнецова,
зав. отделом библиотечных инноваций и методической работы
СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина»