Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Цифровое детство: экология информационного пространства


22 марта в Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества имени С.Т. Аксакова в рамках Межрегиональной конференции «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» состоялась дискуссионная площадка «Цифровое детство: экология информационного пространства».

В дискуссии приняли участие педагоги по воспитательной работе, школьные библиотекари общеобразовательных организаций города и области. Экспертами дискуссионной площадки выступили: руководитель проектов Фонда «Разумный Интернет» Виктория Бунчук; коммерческий директор Ульяновского филиала Tele2 Виктор Горяинов, руководитель по маркетингу Ульяновского филиала ПАО «МТС» Максим Котов, И.О. директора ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области» Светлана Юрьевна Прохорова, ведущие специалисты Дворца книги - Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина, МБУК ЦБС г. Ульяновска и библиотеки имени С.Т. Аксакова, известный психолог области Наталья Николаевна Миронычева, заместитель директора по НИР ИДДО Ульяновского государственного технического университета Войт Николай Николаевич.

На сегодняшний день обеспечение информационной безопасности детей в Интернете, создание полезной и развивающей интернет-среды для подрастающего поколения является одной из самых актуальных. Дети являются самой активной частью интернет-пользователей, ежедневно в Сеть выходят 90% детской категории пользователей. И государство, и общество обеспокоено теми процессами, которые происходят в Интернете, его негативном влиянии на нравственное и психическое здоровье детей.

Их образовательное и личностное развитие происходит в какой-то другой форме, подчиняется иной логике. Безусловно, новые ИКТ дали им в руки новое орудие познания и развития. Интернет открыл перед ними большие возможности, включая возможности получения огромной по объему и разнообразной по качеству информации, а также культурного, творческого развития, образования и общения. Однако эти возможности скрывают и опасности для здоровья и благополучия детей, подростков, молодежи.

В связи с появлением все большего количества угроз, таких явлений как кибермошшенничество, кибербуллинг, груминг, с появлением новых коммуникационных рисков, что необходимо предпринять государству, семье, общеобразовательным организациям и библиотекам: запрещать, разработать новые законы или направить все усилия на обучение и воспитание, на формирование медиа-информационной грамотности детей? Какие на сегодняшний день реализуются социальные и образовательные проекты государственных, общественных структур, образовательных организаций и библиотек в поддержку минимизации встречи детей с интернет-угрозами, на формирование у них установок на соблюдение правил безопасного нахождения на просторах Всемирной паутины, по формированию у них навыков ответственного и ценностного поведения в информационной и телекоммуникационной среде? Такой блок проблемных вопросов и был рассмотрен в ходе дискуссионной площадки.

Библиотекари и педагоги однозначно выступали за формирование у детей основ информационной культуры личности, культуры информационной безопасности, использования в работе с обучающимися только полезных, безопасных развивающих ресурсов, согласившись с тем, что школам необходимо принять участие в конкурсах и образовательных проектах Фонда «Разумный Интернет», о которых подробно рассказала в ходе своего выступления руководитель данного Фонда Виктория Валерьевна Бунчук.

Участникам дискуссии были представлены инновационные практики библиотек региона по формированию у детей основ медиа-информационной грамотности, как реализуется областная межведомственная программа «Информационная культура личности». Это опыт библиотеки №25 «Центр краеведческой информации имени Б.В. Аржанцева» МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Ульяновска и Салмановской средней школы Ульяновского района как экспериментальной площадки региона по формированию у детей основ критического анализа информации.

Ольга Викторовна Сафронова, специалист Дворца книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина, отметила, что «сейчас особую ценность представляют навыки работы в информационными потоками, навигация в глобальной Сети и умение использовать информацию, умение нестандартно мыслить, как-то творчески применять в жизни ту информацию, которая доступна в один клик».

 О том, как использовать интернет в обучении, например, в овладении навыками работы на различных производственных станках, изначально используя соответствующее программное обеспечение – 3D тренажеры, - рассказал участникам дискуссии Николай Николаевич Войт, кандидат технических наук.
 Участники дискуссии также обсудили и такие немаловажные проблемы, а именно: как осуществлять контроль за пребыванием детей в социальных сетях, как операторы сотовой связи программно-технически осуществляют сегодня защиту от проникновения на смартфоны и телефоны детей нежелательной, противоправной информации, вирусов и шпионских программ. Об антивирусных и защитных функциях программного обеспечения «Детский пакет», ограничивающего доступ детей к большинству нежелательных интернет-сайтов, образовательных проектах, реализуемых сегодня компаниями сотовой связи Российской Федерации, о том, как защитить себя и своих детей от мобильного мошенничества, очень подробно рассказали представители региональных отделений сотовой связи «МТС» и «Tele2» в Ульяновске.

Было значимым и актуальным выступление психолога Натальи Николаевны Миронычевой, которая давая рекомендации участникам дискуссии, обратила внимание на то, что в век новых информационных технологий, при такой интернет-активности нашей детей, «очень важно проявление внимания и любви к ребёнку, постоянная забота о нём, совместное времяпрепровождение…, надо жить его интересами…» Воспитание и действенный контроль…Доверие и образование... Необходимо взять ребёнка за руку и не отпускать его в свободное плавание по Глобальной сети!

Библиотекари и педагоги после дискуссии имели возможность найти ответы на свои вопросы в статьях из периодических изданий, представленных на выставке «Полезный и безопасный Интернет для поколения Next» и оценить значимость и актуальность обсуждаемой темы, заполнив мини-анкету.


Гаянова Т.И. – заведующий отделом
организации деятельности и её информационного обеспечения и сопровождения

Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова


17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...
17-03-23 Цифровое детство: эко...


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.