ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))
ОБНОВЛЁН календарный план на II квартал 2024 года
Григорий Остер побывал в Перми! Встречи с детьми, родителями, библиотекарями, представителями СМИ охватили аудиторию около 500 человек и состоялись на площадке Пермской краевой детской библиотеки им. Л. И. Кузьмина.
Счастливчиками в этот день оказались учащиеся пермских гимназий (№№ 11, 33) и школ (№№ 2, 9, 21, 28, 76), детского дома. Жители Кунгура и Кудымкара стали участниками Интернет – трансляции, которую Кузьминке помогли организовать наши друзья из рекламного холдинга «Синий кот».
Встречи с Григорием Бенционовичем Остером были организованы в рамках проекта «Пермский открытый университет» при поддержке краевого Министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций.
Дети были рады увидеть «живого классика», от души смеялись, слушая чтение «Вредных советов» или быстро решая знаменитые задачки, много фотографировали, делали записи на телефоны, планшеты, задавали вопросы, толпились в ожидании автографа, с удовольствием фотографировались с писателем… Всё было замечательно, реальное знакомство состоялось, впечатлений хватит надолго! Казалось, этим всё сказано, но нет!
Состоялось открытие! Личное открытие детского писателя Григория Остера для внимательного и вдумчивого слушателя (именно взрослого), как гражданина: честного, по-настоящему заботящегося о судьбах детей, о свободе личности, понимающего роль образования, чтения, библиотек.
Отвечая на вопросы представителей СМИ во время пресс – конференции и взрослой аудитории на последней, вечерней встрече, Григорий Бенционович невольно дал массу советов, но не вредных (над вредными советами для взрослых автор как раз сейчас работает), а мудрых и, вообще-то, совершенно простых! Были ли это факты из личной биографии, или жизненная позиция.
- «Я помню себя в детстве очень хорошо, наверное, ещё и потому, что придумал специальную методику. Я служил на Северном флоте матросом. Перед сном нельзя было читать, как я привык, я вспоминал своё детство с самого начала. От места в квартире, или во дворе я вспоминал события, которые там случались. И если бы я тогда не вспоминал, то многое бы исчезло из памяти».
- «Для меня библиотека – очень важная вещь. Моя мама была библиотекарем в Ялтинском доме моряков, и я вырос в библиотеке».
- «В детстве мне нравились все книги… Любимой была та, которую читал… Мне нравятся книги сами по себе».
- «Впечатление от первой самостоятельно прочитанной книги П. Бажова «Серебряное копытце» – сам процесс прочтения книги, таинство…».
- «Я считаю, что человек должен сохранять в себе ребёнка… Не убивайте в себе ребёнка, не придушайте, не убивайте окончательно».
- «Любой ребёнок, не в переносном смысле, а в самом буквальном – гениален. У маленького ребёнка нет стереотипов. Как корабли обросли ракушками, так мы, взрослые обросли стереотипами, а ребёнок их не знает и делает великие открытия… И если человеку удаётся сохранить в себе ребёнка, он становится талантливым человеком. Ну, а если нет, он становится обычным человеком. Поэтому важно сохранить в себе талант».
- «Взрослому человеку, пока ещё не поздно, надо вернуться обратно в своё детство, заглянуть туда и вынести оттуда то, что ему понадобиться сейчас – очень важная вещь».
- «Взрослые ведут себя порой так, чтобы дети непременно исполнили их несостоявшуюся мечту…И бедный ребёнок вынужден исполнять мечты взрослых».
- «Нравственность не делится на темы. Наша задача объяснить ребёнку, что он – свободный человек, как полюбить ему себя, не считать себя ничтожеством, чтобы самому с собой было интересно».
- «От ребёнка нельзя требовать, чтобы он был слишком послушным, в этом надо знать меру. Давая ребёнку свободу, его надо контролировать, но делать это незаметно. Ребёнок должен понять, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
- «То, что сегодня происходит в мире компьютерной книги, в мире книгоиздания, может сильно изменить библиотеку. Библиотеки могут превратиться в музеи, они будут хранить книги. Люди будут приходить в библиотеку посмотреть на книгу, как сейчас приходят посмотреть на звероящера. Но библиотеки не исчезнут, потому что библиотека – не хранилище книг, а центр, где человеку объясняют, что значит читать и получать от этого удовольствие».
- «Я не считаю, что есть книги, которые надо запрещать читать детям. Важно, что ты говоришь, когда даёшь книгу в руки ребёнку. Нет самих по себе вредных книг. Есть разные ситуации, разные эпохи, когда книгу читают».
- «Читать книги надо вместе, чтобы детям и взрослым понимать друг друга!».
Согласитесь, есть над чем поразмыслить нам, взрослым, но для этого надо ещё и почитать книги Григория Остера. Именно в них можно найти ответы (если не поленишься задавать себе вопросы), особенно касающиеся мира ребёнка.
Ответил автор и на вечные вопросы о власти, об отношении к образованию, о творческой судьбе в мультипликации, о работе над сайтом «Президент России гражданам школьного возраста» и т.д.
Огромное удовольствие доставило и авторское чтение «Вредных советов», «Петьки – микроба», ну очень поучительного отрывка из книги «Дети и Эти».
Что ещё запомнится? Писателю захотелось верить с первой минуты общения, потому что он хорошо и просто, вместе с тем гордо представился: «Меня зовут Григорий Остер. Я – детский писатель».
Как здорово, что такие встречи случаются в жизни детей, но более всего, в жизни взрослых, от которых зависит, какими вырастут наши дети.
Подготовила Е. Безлер, зав. сектором маркетинга НМО
Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина