Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Отчёт о заседании круглого стола «Библиотека как развивающая среда нового поколения» в ЦГДБ им. А.С.Пушкина 8 декабря 2011 г.

8 декабря в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялся круглый стол «Библиотека как развивающая среда нового поколения».
На круглом столе присутствовало – 98 человек из 32 субъектов Российской Федерации (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Астраханская область, Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Краснодарский край, Красноярский край, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Новоуральская область, Омская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Карелия, Республика Татарстан, Ростовская область, Рязанская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тверская область, Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Ярославская область, Ямало-Ненецкий автономный округ), в т.ч. представители из федеральных, научных, детских и юношеских библиотек. В программу заседания были включены доклады и выступления по состоянию обслуживания детей и юношества в публичных библиотеках в контексте государственной молодежной политики; развитию механизмов саморегулирования библиотечной отрасли на основе рекомендательных нормативных актов Российской библиотечной ассоциации.
Для обсуждения были вынесены следующие темы:

  • перспективы библиотечного обслуживания юных в публичных библиотеках России;
  • публичные библиотеки в поддержку развития личности;
  • проект «Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи».

Заседание круглого стола вели: Волкова Н.С., директор Псковской областной детско-юношеской библиотеки, председатель Секции детских библиотек РБА; Криворучко М.В., ответственный секретарь секции публичных библиотек РБА, заместитель директора Центральной публичной библиотеки Новоуральского городского округа.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась Л.Г.Секретарева, директор ЦГДБ им. А.С. Пушкина, Председатель Санкт-Петербургской секции Международного совета по детской книге (IBBY), заслуженный работник культуры РФ.
М.В. Криворучко (г. Новоуральск), в докладе «Состояние обслуживания детей в библиотеках России» познакомила с результатами анализа анкетирования библиотек России. Криворучко были рассмотрены факторы, обусловливающие особенности и тенденции развития детских и юношеских библиотек с учетом Федерального закона № 83-ФЗ, фандрайзинга, источников средств на комплектование фондов, электронных ресурсов. Докладчик проанализировала также развитие библиотек как центров социальной, образовательной и культурной поддержки детей и подростков, и их творческого развития.
Доклад Т.И Новиковой, директора Сахалинской областной детской библиотеки, – «Детские библиотеки Сахалина: события, тенденции, проблемы», – был посвящен практике вовлечения в активное чтение не читающих и мало читающих детей. Новикова поделилась опытом создания на базе детских библиотек области информационных уголков (служб) по проблемам детства; передвижного читального зала «Островок детства» в социально-реабилитационных центрах для детей Сахалинской области. Уделила внимание в докладе вопросам консультативной помощи и информационной поддержки детей и их родителей.
Н.С.Волкова, (г. Псков) вынесла на обсуждение вариант сотрудничества общедоступных библиотек и учреждений образования по внедрению новых образовательных стандартов в рамках деятельности библиотечно-педагогического совета. Волкова актуализировала вопросы выработки возможных механизмов подобного взаимодействия в условиях новых федеральных образовательных стандартов, в идеологию которых заложены новые парадигмы повышения качества не только образования, но и воспитания детей. Волкова подчеркнула, что у современной российской школы появились новые задачи: приоритет личностной мотивации в учебе, эффективное использование информации, содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся. Таким образом, модернизация образования подводит к необходимости повышения статуса не только школьных библиотек, но и специализированных детских, публичных. Прежде всего, в обеспечении доступа к накопленным человечеством знаниям, приобщении к чтению, информационной поддержке учащихся, педагогов, родителей; создании условий для приобретения знаний вне рамок учебных заведений.
Тема гуманистической миссии публичной библиотеки, поднятая на пленарном заседании Форума в лекции проф. А.В.Соколова, была поддержана и развита применительно к детским библиотекам в выступлении доцента кафедры литературы и детского чтения СПбГУКИ И.И.Тихомировой (г. Санкт-Петербург). Она показала, какими ресурсами и средствами располагает библиотека в деле гуманизации растущего поколения. К ресурсам, способным пробудить «чувства добрые», она отнесла хранящиеся в библиотеке произведения искусства, главным из которых является искусство слова – художественная литература, действующая на читателя через эмоциональную сферу. Средствами, пробуждающими к ней интерес, была названа рекомендательная библиография, накопленный арсенал креативной библиотечной методики, а также детская субкультура. По мнению Тихомировой, огромные возможности гуманизации юных читателей заложены в личностно-ориентированном диалоге библиотекаря с ребенком, происходящем в процессе библиотечного обслуживания. Базовым ресурсом гуманизации детей был назван сам библиотекарь-профессионал, двигающий через взаимодействие с читателем идеи гуманизма в жизнь. В представлении И.И.Тихомировой детская библиотека в целом – это уникальная социально значимая служба гуманизации детей и взрослых.
Вопрос о новой роли общедоступной библиотеки продолжила Н.Е.Храмцова, заместитель директора по развитию и новым технологиям ЦГДБ им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург). В докладе «Виртуальная реальность детской библиотеки XXI века» Храмцова проинформировала о новых технологических проектах ЦГДБ: проект RFID на базе радиочастотной идентификации в библиотеке, который решает насущные вопросы учета фондов, его инвентаризации и обеспечении безопасности; системы бесконтактного обслуживания читателей за счет осуществления операций самостоятельной выдачи книг; проект «Твой курс» – всероссийская инициатива по повышению компьютерной грамотности, обучение современным информационным технологиям и совершенствование технических умений и навыков для содействия занятости и улучшения качества жизни людей, находящихся в невыгодном социально-экономическом положении; система дистанционного обучения «Виртуальная школа»; создание электронной коллекции редкой книги на основе технологии AleeArchive.
Большой профессиональный интерес вызвала информация Храмцовой о новом проекте «Детский технопарк в библиотеке» («мобильное интеллектуальное оборудование»). Участникам круглого стола были продемонстрированы: первый российский интерактивный робот (RBOT 100) и мультимедийный глобус, приобретение которых оказалось, возможным, благодаря взаимодействию библиотеки с ведущими российскими и зарубежными компаниями.
Участники круглого стола обсудили также текст проекта «Руководства для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи».
Ведущая обсуждения – М.П. Захаренко, член Постоянного комитета Секции РБА по библиотечному обслуживанию молодёжи, заместитель директора по общественным и профессиональным связям Российской государственной библиотеки для молодежи напомнила о том, текст документа был обсуждён ранее группой директоров юношеских и детско-юношеских библиотек во время рабочей встречи (21 апреля 2011 г.), на заседании Учёного совета Российской государственной библиотеки для молодёжи (17 мая 2011 г.), ежегодном заседании Секции по библиотечному обслуживанию молодёжи в Тюмени (25 мая 2011 г). Обсуждение на круглом столе форума носило дискуссионный характер. Отмечая позитивные стороны документа, специалисты выразили озабоченность, что переложение текста документа IFLA на русский язык не отражает многообразия деятельности российских молодежных библиотек.

Из обсуждения:
«Существенные упущения, связанные и с особенностями возраста 14-30 лет, т.е. той части населения, которая входит в понятие «Молодежь». Сказать, что в рамках этого возраста у молодежи разные потребности, значит, ничего не сказать. Требуется социальная расшифровка возраста: учащиеся старших классов и техникумов, студенты вузов, молодые специалисты, молодые родители и предприниматели. Социальная дифференциация определяет свои специфические потребности в информации, в литературе, в общении. В этой связи на стр. 1, целесообразно уточнить, какие слои населения России подпадают под возраст 14-30 лет и как эта дифференциация молодых людей должна сказаться на их библиотечном обслуживании, предлагаемые критерии, соблюдение которых позволит публичным библиотекам полнее и квалифицированнее удовлетворять образовательные, информационные, культурные, досуговые потребности этой категории пользователей». (И.И.Тихомирова).
Обсуждение продолжили Н.С.Волкова (г. Псков), О.В.Кузьмина (г. Москва), М.В.Криворучко (г.Новоуральск), Т.И.Новикова (г. Южно-Сахалинск) и др.
Захаренко предложила участникам круглого стола продолжить обсуждение в режиме «удаленного доступа» и направлять замечания и предложения на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Заседание круглого стола завершилось церемонией вручения директору ЦГДБ им. А.С.Пушкина Л.Г.Секретаревой поздравительных адресов (в связи с 90-летием библиотеки) от Постоянного комитета секции детских библиотек РБА (за подписью председателя – Н.С.Волковой) и Российской Национальной библиотеки (за подписью генерального директора – А.В.Лихоманова).

Для желающих были организованы экскурсии «Легенды дома на Большой Морской, 33» (история здания и залы библиотеки) и «Дом Бажанова и его обитатели» (ЦГДБ им. А.С.Пушкина, филиал № 2 – Детская библиотека истории и культуры Петербурга», ул. Марата, 72).

Участники круглого стола получили в подарок издательскую и рекламную продукцию, подготовленную ЦГДБ им. А.С.Пушкина, а также книги, предоставленные в дар различными издательствами Санкт-Петербурга.

В.К.Кузнецова, зав. ОБИ ЦГДБ им. А.С.Пушкина

ЦГДБ им. А.С. Пушкина, С.-Петербург


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.