Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Елена Кулинок: «Ребенок должен получить информацию через художественный текст»

Современные дети читают современных авторов. Герои Джоан Роуллинг мирно уживаются с героями Волкова и Носова не только на полках библиотеки, но и в умах юных читателей. О современном и прошлом, о том, почему библиотеки никогда не променяют свой фонд на цифровые хранилища мы разговариваем с Еленой Кулинок, директором Приморской краевой детской библиотеки. 1 ноября библиотеке исполнилось 50 лет.

Пока мы разговариваем в ее кабинете, на первом этаже малыши читают книги, а дети постарше, в компьютерном классе знакомятся с популярной графической программой.

Елена Ивановна, позвольте поздравить вас, как директора, с 50-летием библиотеки. Расскажите, что это такое — руководить библиотекой?

— Это очень непросто. Непросто потому, что применительно к современному времени эта проблема связана, в какой-то степени, с социальным статусом. Мы считаем, что это нужное учреждение, нужный институт социальный, и для нас самое главная миссия — чтобы дети читали, получали удовольствие от чтения. Находили новые интересные книги для себя, могли с помощью книг находить друзей, лучший контакт со сверстниками, родителями. Вообще, чтобы книга помогала ориентироваться в современном мире.

Библиотеке сложно, потому что у нас основа — это книга, чтение. А в современных ценностях чтение уходит с первых мест. Если раньше это действительно было приоритетно в среде, учебной, образовательной, интеллектуальной, творческой, то сейчас получение необходимой информации или деловое чтение становится более важным. Конечно деловое чтение и поиск нужной информации это важно, но когда упускается вариант чтения художественной литературы то это неизбежно влияет на гармоничное развитие личности.

Современные дети стремятся записаться в библиотеку?

— Все по разному. Всегда были дети, которые ходили в библиотеку по надобности. С другой стороны всегда были дети, которые читали по своему собственному интересу. Сейчас также сохраняются, и те и другие. Вопрос в том, насколько они мотивированы на чтение дальше? Допустим малышей родители приводят также, как приводили раньше. Потому что детская библиотека для большинства ребят начинается с совместного посещения с родителями. Это все происходит в начальном возрасте с такой неимоверной ответственностью старших. Затем, когда начальная школа заканчивается, родители и близкие наверное считают, что их миссия закончена, и что ребенок уже приучен к библиотеке. И здесь происходит, по нашим наблюдениям, провал.

Как по вашему, библиотека должна соответствовать тенденциям, или сохранять традиции?

— Библиотека должна соединять и то и другое. Менять всю программу неверно. Я так думаю. Всегда возникает опасность заиграться, перейти в другой статус, другой тип, и библиотека может перестать быть библиотекой. Потому что она связана с тем, что она должна помогать определиться ребенку в своих предпочтениях, своих установках, взглядах. Ребенок должен получить информацию через художественный текст. Должно быть сопереживание, эмоция. Если чтение проходит без эмоций — информация не совсем влияет на ребенка как на развивающуюся личность.

Но с другой стороны библиотека должна менятся, адаптироваться ко времени. Она должна быть разной, но отвечать потребностям тех детей и конкретных читателей, которые ходят к ней. Библиотека должна дополнять то, чего не хватает в жизни. Мы опираемся на то, что нужно читателю, он наш законодатель. То, что он предпочитает, то нужно внедрять, пробовать и осваивать в своей работе. Какое общество, такой и должна быть библиотека.

Как вы видите будущее библиотеки?

— Каждый раз мы на какой то период определяем себе приоритеты, концептуальные вещи. Мы пережили концепции, которые создавались в начале 90-х годов, мы очень активно тогда обсуждали проблему соединения традиционной классической информационной среды, информационной среды и думали что это очень сильно будет поддерживать библиотеку, если она будет активно развиваться с точки зрения электронных моментов. А сейчас мы приходим к мысли, что наверное это и не совсем так. Все что касается информации, интернета, библиотека не может быть конкурентом. Но библиотека может быть институтом, который дает необходимые возможности для самоопределения, самовыражения.

Насколько важно для ребенка листать настояющую книгу?

— Ребенок может несколько раз к книге вернуться. Самое главное в книге что? Возвращение к ней, возвращение к тексту и переживание всех моментов даже через иллюстрацию. Все что касается электронных носителей, формирует клиповое мышление, фрагментарное. Книга получается как цельный продукт, как носитель информации, источник, содержащий все возможные ощущения.

Что сейчас читают дети? Кто для них герой?

— Настолько все дети индивидуальны, что для них герои разные. Но ищут они в большинстве своем мир узнаваемый ими. Они всегда хотят читать книги про более современную жизнь, сверять ее по книгам со своей. Детям важно читать такую литературу, в которой они могли бы сверить себя с какими событиями, поступками, которые совершают герои.

Читать далее: http://www.newsvl.ru/vlad/2011/11/02/93195/#ixzz1ceemO79o
Новости Владивостока на VL.ru

Иван Белозеров, специально для VL.ru

http://www.newsvl.ru/vlad/2011/11/02/93195/


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.