Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

«Семейное библиотековедение: расследования и материалы»: Итоги творческого исследовательского проекта (январь – сентябрь 2011 г.)

Завершился первый, главный этап творческого исследовательского проекта «Семейное библиотековедение: расследования и материалы». Проект стал частью работы, которую можно определить как «дети – исследователи детского чтения», логическим продолжением предыдущих исследований: «Журналистское расследование «Машина времени» (областной конкурс, 2009 г.), «Моя домашняя библиотека» (пилотный проект, 2010 г.). Эти исследования вызвали большой интерес у детей и их руководителей, и тема (детское чтение), и форма проведения (журналистское расследование) оказались удачными. Однако проект этого года нам, организаторам, представлялся более сложным по нескольким причинам. Во-первых, в обществе сложилось стойкое убеждение, что дети практически перестали посещать библиотеки, а значит, эта тема могла просто не заинтересовать юных авторов. Во-вторых, в этой творческой работе «журналистам» нужно было не только использовать семейные воспоминания и личные впечатления, но и изучить историю своей детской библиотеки (сельской, районной, школьной и т.д.), а поскольку в большинстве случаев она не написана, то искать разные способы получения информации.
Кстати, мы ожидали, что само слово «библиотековедение» в названии проекта может слегка напугать «исследователей». Уж очень серьёзно, «научно» оно звучит. Поэтому в «Информации для участников проекта» объяснили, что эта наука изучает то, что делает собрание книг Библиотекой, – читателей, библиотекарей, ну и, конечно же, книги. Идея стать библиотековедами показалась детям интересной; в проекте участвовали 115 детей 9-13 лет (3-6-е классы) из 16 районов и 5 городов Новосибирской области. И активность участников, и, что самое главное, очень высокий уровень работ позволяет говорить о том, что проект прошёл удачно.
Участники проекта занимались не простым библиотековедением, а семейным. Тему их работы можно определить так: «Детские библиотеки в прошлом, настоящем и будущем». При этом необходимо было не просто написать общие слова о пользе чтения и библиотек, а обязательно узнать, изучить, какую же роль играли и играют детские библиотеки в жизни их семьи. Очень многие работы одновременно и страницы из истории семьи, и ценный краеведческий материал, рассказывающий историю библиотек. Для их создания использовались семейные фотоальбомы, библиотечные архивы. Чтобы сохранить этот уникальный материал, мы планируем издать электронный сборник творческих работ.
Детской мы условились считать все библиотеки, которые посещали в дошкольном и школьном возрасте герои журналистской статьи, т.е. авторы и те старшие родственники, кого они выбрали в качестве «звезды». Чаще всего авторы и респонденты вспоминали о районных городских и сельских библиотеках (137 упоминаний), а также школьных (82 упоминания), единичные воспоминания – о библиотеках в пионерском лагере, санатории, Доме пионеров, Доме культуры, а также в военных гарнизонах и даже на пограничной заставе. До начала проекта мы предполагали, что он мог бы носить и другое название – «Детские библиотеки Новосибирской области глазами детей», но оказалось, что его география гораздо шире. Респонденты вспомнили о библиотеках не только Сибири (Омской области, Алтайского края и т.д.), но и Мордовии, и Чечни, и даже ближнего зарубежья – Таджикистана, Казахстана, Латвии. Это вызвало необходимость составить список «Библиотечная география», в который занесены все библиотеки, упоминавшиеся в творческих работах.
Стоит отметить, что респонденты охотно отвечали на вопросы, с удовольствием вспоминали детство. У некоторых авторов это даже вызвало удивление, они не ожидали, что смогут узнать от своих старших родственников так много, что те помнят, как выглядела библиотека, как звали библиотекаря, какой была первая книга, прочитанная самостоятельно… Во многих работах дети с гордостью пишут о своих близких как о настоящих читателях. Например, читательский стаж нескольких респондентов – более 50 лет, и они продолжают брать книги в библиотеке! Другие в детстве начали читать в маленькой сельской библиотеке, а потом всю жизнь увлечённо собирали книги, стали настоящими библиофилами. Дети гордятся и тем, что в детские годы их родственники участвовали в библиотечных мероприятиях, получали дипломы и благодарности, и тем, что их семьи по итогам конкурсов признаются «Самыми читающими»… Кстати, много новой информации о своей семье дети получили, проведя «журналистское расследование». Но это не единственный положительный эффект от проекта. Дети часто слышат назидания от взрослых, что читать полезно, что тот, кто берёт в библиотеке книги, станет образованным человеком, и… пропускают это мимо ушей. Участники проекта, расспрашивая своих старших, убедились, что чтение – это удовольствие, что посещение библиотеки может быть не менее увлекательным, чем , скажем, поход в кино, а быть читателем библиотеки должен каждый уважающий себя ребёнок.
Авторы должны были не только расспросить старших, но и рассказать о себе как о читателе библиотеки. Такой самоанализ привёл некоторых «журналистов» к мысли, что им надо бы побольше читать, в том числе и для того, чтобы не отставать от своих «звёзд». Ведь некоторые из них, по выражению одного автора, настоящие «суперчитатели». В целом нельзя однозначно утверждать, что современные дети читают значительно меньше, чем предыдущие поколения. Действительно, многие читают только в рамках школьной программы. (Кстати, участниками проекта стали не только заядлые читатели, что можно только приветствовать. Значит, и их тема проекта чем-то заинтересовала.)
Но есть и такие «журналисты», которых можно назвать главными читателями в семье. Они читают намного больше, чем их старшие родственники в таком же возрасте. Причины «исследователи» называют разные:
- книги стали доступнее, не надо ждать очереди в библиотеке, а можно прочитать в Интернете или купить;
- современные книги привлекательнее внешне (яркие обложки, обилие иллюстраций, крупный шрифт; это оказалось важным не только для учеников начальных классов, но и для шестиклассников. «Гламурный» вид книг в некоторых случаях оказывается решающим условием чтения);
- по сравнению с прошлым стало издаваться гораздо больше приключенческой литературы, появились такие жанры, как детский детектив, фэнтези, серии типа «Любимые книги девочек» (любовные романы для детей);
- некоторые «журналисты» признаются, что не читают художественную литературу, зато увлекаются энциклопедиями, которых сейчас выпускается очень много;
- чтение становится занятием элитарным, «не для всех», а потому престижным. Среди наших «журналистов» есть интеллектуалы, которые читают классику для взрослых (например, Гёте), или литературу в подлиннике, на английском языке.
У разных поколений есть ещё один объединяющий момент. В нескольких работах встречается рассказ о том, как ребёнок (как правило, мальчик 10-12 лет), не очень любящий читать, вдруг встретил книгу, которая превратила его в настоящего заядлого читателя. У старшего поколения это могло быть произведение А. Беляева или книги о войне, у младшего – эпопея о Гарри Поттере, главное, что встреча состоялась, за что «журналисты» и их «звёзды» благодарны своим библиотекарям.
Что объединяет всех авторов, так это интерес к тому, что в профессиональной литературе и отчётах называется очень скучно: «массовые мероприятия». Во многих работах выражается пожелание, чтобы библиотечных уроков, литературных часов, игр и викторин проводилось ещё больше. Более того, дети очень любят активно участвовать в библиотечных праздниках и постановках, выступать в роли актёров, ведущих, соавторов сценария и т.д. Что же касается интереса детей к творческой и исследовательской работе, которую организуют библиотеки, то он очевиден, и нынешний проект – ещё одно его доказательство. Именно это направление деятельности детских библиотек – воспитание, организация досуга, создание условий для творчества и общения – наиболее востребовано самими юными «пользователями», и в этом плане библиотеки, видимо, вне конкуренции.
В некоторых работах (авторы – Панов Егор, Ордынский район, с. Красный Яр, Мельникова Марина, Краснозёрский район, с. Мохнатый Лог, Черкасов Тимофей, СОШ № 163 г. Новосибирска, и другие) рассказывается история библиотеки за несколько десятилетий, иногда даже с её основания. И часто потому, что среди «звёзд» есть и библиотекари, а значит, жизнь этой семьи особенно тесно связана с детскими библиотеками. Авторы многих статей с гордостью рассказывают о своих бабушках, мамах, тётях, работающих или работавших в библиотеках (Некрасова Валерия, р.п. Краснозёрское, Сенашов Егор, г. Барабинск, Кондратьев Никита, Куйбышевский район, Октябрьская СОШ, Прохоренко Максим, г. Чулым и другие). А Логиновская Ксения (р.п. Краснозёрское) – представитель настоящей библиотечной династии (бабушка, двоюродная бабушка, мама – библиотекари). Конечно, и детство у таких «журналистов» особенное – «библиотечное». Библиотека для них действительно родной дом, а они сами – главные помощники во всех делах.
Статьи участников проекта – это неофициальная история библиотек. Ведь детям нет дела до «читаемости – посещаемости – обращаемости фонда», у них свои «критерии качества библиотечного обслуживания». Спустя десятилетия взрослые вспоминают, какой была атмосфера библиотеки: дружественной, в то же время обилие книг внушало уважение и настраивало на серьёзный, даже торжественный лад. Рассказывает Колобухова Л. Н.: «В те годы библиотека считалась святым местом. Мы, дети, ходили в неё, как в храм… Мы погружались в какой-то таинственный мир. Библиотекари были очень красивыми (одежда, прическа), очень добрыми, внимательными к нам. Казалось, что они знают обо всем на свете, как феи» (Колобухова Эрика, г. Чулым). И современные дети могут простить, что «фонды недостаточно часто пополняются новой литературой», если им нравится общаться с библиотекарями, если они чувствуют, что им не просто рады, но и относятся с уважением. И тогда каждый поход в библиотеку (у некоторых даже ежедневный) становится радостным событием.
Читая творческие работы, с удовольствием отмечаешь, как много замечательных, а главное, любимых детьми библиотекарей работает в Новосибирске и области. Чтобы о них узнали не только их читатели, мы создали «Книгу почёта», в которую внесены имена всех библиотекарей, о которых рассказали «журналисты» и их «звёзды». Конечно, эта Книга неофициальная, зато точно самая почётная! И это яркое свидетельство престижности профессии библиотекаря у юных читателей. А насколько творческие и неравнодушные люди работают в библиотеках, видно по тому, что часто именно они выступали руководителями исследовательских работ, щедро делясь информацией, подсказывая идеи, помогая оформить статьи.
Пожалуй, самая сложная часть работы – футурологическая. Авторам предлагалось заглянуть в будущее и представить детские библиотеки через 20 лет. Будут ли их дети читающими людьми? Нужны ли будут библиотеки? Ответы довольно противоречивы, но все варианты в основном сводятся к следующим:
- дети будут читать, но книги станут электронными, и каждый сможет найти нужное произведение, не выходя из дома. При этом библиотеки останутся, но в них будут работать роботы (видимо, посещать библиотеки тоже будут роботы?);
- в библиотеках будут работать роботы, но на тяжёлых работах. А управлять ими и общаться с читателями будут библиотекари, потому что человеческое общение невозможно заменить;
- в библиотеках останутся и обычные печатные книги, только цениться они будут, как сейчас рукописные. Но желающие смогут читать именно их, потому что это гораздо комфортнее и приятнее, чем чтение букридеров;
- в библиотеках не стоит ничего радикально менять, лучше сохранить особую атмосферу детских библиотек, уютную и доброжелательную.
У некоторых авторов картина будущего получилась очень интересной, с подробностями (Шкуропатов Антон, Гимназия № 7 «Сибирская», г. Новосибирск, Волкова Анастасия, Искитимский район, р.п. Линёво). Кто-то предлагает небольшие, но интересные нововведения: завести в каждой библиотеке котов; при выборе книг пользоваться тележками, как в супермаркетах; в специальном аппарате очищать книги после каждого читателя; перелётные книги, которые сами, по заказу, прыгают с полки на руки; книги, которые сами напоминают сигналами, что их пора сдать; чтобы библиотеки свободно перемещались в пространстве и времени, а библиотекари могли менять интерьер библиотеки, свой наряд и причёску согласно тому времени о котором, хочется узнать или прочитать, и многое-многое другое.
Конечно, какими будут детские библиотеки, можно только предполагать. Но и «журналисты», и их старшие родственники, и руководители творческих работ считают: главное, чтобы они продолжали оставаться «территорией детства», его неотъемлемой частью. «Библиотека должна стать тем местом, откуда не хочется уходить. Чтобы дети, приходя, общались друг с другом и книгой, и это была увлекательная игра. Сказочный и счастливый мир книг, литературных героев и читателей детей» (Коченевский Никита, Кочковский район). А это зависит от всех нас: и от библиотекарей, и от читателей всех возрастов.

Руководитель проекта – Галина Романовна Мацько, главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках

Новосибирская ОДБ им. А.М.Горького


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.