Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Наша книжкина Неделя (из опыта Нижегородской областной детской библиотеки)

Наша книжкина Неделя (из опыта Нижегородской областной детской библиотеки)
Часть 1. Как мы готовились
Началось все так. Был хмурый мартовский день 1943 года. Шла война, в домах было холодно, продукты выдавали по карточкам. Детский писатель Лев Кассиль и директор издательства «Детская литература» Лариса Дубровина придумали для детей праздник «Книжкины именины». На это событие они позвали своих друзей – писателей Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Агнию Барто, Михаила Пришвина. «В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома Союзов. Щурясь от непривычно яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты».
Так в стране впервые праздновалась Неделя детской книги. Сегодня праздник книги – это добрая традиция. Но меняется время, и, конечно, меняются сценарии празднования Недели детской книги. Неизменным остается только период проведения праздника – весенние каникулы.
«Для России думать и творить» – это тема Недели детской книги в 2011 году. В этом году мы будем говорить с нашими читателями о российской науке, о достижениях России в различных областях знаний, о знаменитых людях, о нашей истории, о нашем искусстве.
«Для России думать и творить». Задумаемся над темой. Возникает много вопросов: Как? Зачем? Кто? Почему? Для чего? Каким образом? Как вы думаете, что значит думать и творить для России?
Попробуйте сформулировать, для себя ответ или ответы. Начинают рождаться образы, слова, фразы? Запишите и нарисуйте их.
Получилась картина ваших мыслей. Подчеркните ключевые слова или фразы. Вам кажется, что это все забава. На самом деле вы созидаете смысл вашей деятельности.
Как раскрыть смысл темы нашим читателям? Получится ли у нас? Какие книги нам в этом помогут?
Итак, будем играть, познавать, исследовать, узнавать, искать, СО-ЗИДАТЬ. Вы спросите, зачем это делать? Лучше взять разработанный материал и провести мероприятие. Вот именно, мероприятие, а мы хотим, чтобы было событие. СО – БЫТИЕ, СО – ТРУДНИЧЕСТВО, СО – ТВОРЧЕСТВО, то есть СО – ВМЕСТНОЕ дело и общение. СО – БЫТИЕ – это жизнь ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА ВМЕСТЕ. СО-БЫТИЕ – это жизнь БИБЛИОТЕКАРЯ И ЧИТАТЕЛЯ ВМЕСТЕ.
ВМЕСТЕ думать, творить, читать, участвовать, СО-ЗДАВАТЬ. И у нас получится НОВЫЙ праздник в традиционную Неделю детской книги.
Чтобы праздник получился, мы написали сборник методических советов по работе с научно-познавательной литературой и проведению Недели детской и юношеской книги 2011 года.

Часть 2. Наш сборник

Необычность сборника в том, что с ним надо работать с карандашом в руках. Для чего, спросите вы?
Мы предлагаем ответить на вопросы, сделать задания, пройти тест, познакомится с нашими идеями, замыслами, сценариями. Мы надеемся, что творчески переработав предложенный материал, библиотекари вместе с читателями будут думать и творить для России.
Сборник состоит из четырех частей.
Первая часть – «Введение» – традиции, новшества, установки.
Вторая часть состоит из сцен и картин. В этой части мы совместили теоретический материал и практические советы по проведению Недели детской книги и продвижению научно-познавательной литературы. Сцены и картины – это разделы и рубрики.
Раздел 1 – Сцена «Давайте познакомимся» – идея, цели, результаты, ресурсы.
Раздел 2 – Сцена «Готовимся к открытиям» – образ читателей/пользователей детских библиотек.
Раздел 3 – Сцена «Помним? Знаем! Повторяем!» – что такое научно-познавательная литература.
Раздел 4 – Сцена «Индивидуальный читательский маршрут» – индивидуальное обслуживание читателей во время Недели детской книги.
Раздел 5 – Сцена «Коллектив. Книга. Творчество» – массовое обслуживание читателей в детской библиотеке.
Раздел 6 – Сцена – «Выставки. Галереи. Вернисажи» – книжные выставки и оформление библиотеки во время Недели детской книги.
Раздел 7 – Сцена «Рекомендуем. Действуем. Достигаем» – советы по проведению занятий, встреч с читателями.
Рубрика «Картина универсальная» – организация акций, праздников, ролевых игр, коллективно-творческих дел.
Рубрика «Картина научная» – знакомство юных читателей с учеными и деятелями культуры и искусства.
Рубрика «Картина естественно-научная» – работа с книгами 2, 4, 5 разделов библиотечно-библиографической классификации.
Рубрика «Картина техническая» – работа с книгами 3 раздела библиотечно-библиографической классификации.
Рубрика «Картина гуманитарная» посвящена книгам по гуманитарным наукам.
Рубрика «Картина историческая и краеведческая» рассказывает о работе с книгами по истории, знаменательных событиях и известных людях Нижегородского края.
Рубрика «Картина художественная» – художественные книги о науке, изобретениях, ученых.
Рубрика «Картина творческая» – об искусстве и творчестве.
Рубрика « Картина иностранная» – иностранные граждане на российской службе.
Рубрика «Картина библиотечная» – история книги, российских библиотек, знаменитые библиотекари, игры по книгам.
Рубрика «Картина информационная» – использование информационно-коммуникационных технологий в библиотечном обслуживании, формирование информационной культуры.
Раздел 8 – Сцена «Заключительная» – как провести рефлексию.
Третья часть – «Приложения». В ней вы найдете готовые сценарии, подробное описание идей и выставок, рекомендуемую литературу.
Четвертая часть – Список методических материалов.
Мы уверены, что наш сборник зарядит вас энергией творчества, развития и самосовершенствования.
Хотите приобрести наш сборник? Пишите, звоните и он будет вашим.

Часть 3. Методический спектакль
Шел снег. Елка блистала и подмигивала разноцветными огоньками. Наступил 2011 год. За круглым столом собрались интересные библиотечные люди. Знакомьтесь:
- Библио Тековна (БТ) – библиотекарь.
- Библио Графовна (БФ) – библиограф.
- Методист Рекомендующий (МР) – методист.
- Затея Умнова (ЗУ) – затейник.
- Читатель Любознательный (ЧЛ) – просто читатель, а может быть пользователь.
- Интеллект Мыслящий (ИМ) – ученый.
- Факт Интересович (ФИ) – эрудит, а может быть, просто интересный человек.
Собрала их вместе идея. Идея проведения Недели детской книги 2011. В этом году тема серьезная, требующая от библиотечных людей глубоких знаний и умений продвижения научно-познавательной книги к читателям и ей необходимо соответствовать и задуматься над словами Сергея Капицы: «стремиться к занимательности нужно с большой осторожностью. Нельзя все сводить к каким-то фокусам, необходимо… продумывать форму…, иллюстративный материал, который должен поддерживать интерес и, в то же время, быть содержательным».
Уважаемые взрослые читатели: библиотекари, педагоги, родители!
Библиотечные герои приглашают вас принять участие в методическом спектакле и предлагают:
- традиционные и новые формы организации индивидуальной и массовой работы с читателями;
- методические находки, советы, идеи;
- «изюминки» и «бантики» в традиционных сценариях;
- объединение человека читающего и человека играющего.
МР.: У вас появились сомнения, опасения? А может вы ожидали увидеть сборник другим. Не скрывайте свое мнение. Высказывайтесь!
БТ.: Мы призываем вас к диалогу!
БФ.: А лучше к полиологу!
ИМ.: Дискуссия – это интересно.
ФИ.: В спорах рождается истина.
МР.: Мы учимся через общение. Дорогие читатели, представьте два фрукта – лимон и яблоко (только сладкое). Напишите свои опасения и ожидания на фруктах.
БФ.: Я вам помогу. Опасения – это то, что вас тревожит при проведении Недели детской книги. Ожидания – это то, что вы ждете.

БТ.: Приступим к делу. Наша цель: провести Неделю детской книги.
БФ.: Может это не цель, а результат.
ЗУ.: Хочется, чтобы результат получился не скучным.
МР.: Результата без цели не бывает.
ИМ.: Друзья, мы опять умничаем.
ФИ.: Сформулируем так. Цель проведения Недели детской книги – это развитие познавательного интереса у детей через вовлечение их в чтение научно-познавательной литературы. Дорогие читатели! А какие цели у вас? Запишите их.
МР.: Итак, наша цель, вернее триединство целей – это познакомить юных читателей с достижениями отечественной науки и культуры через книгу и чтение.
БТ.: Пробудить в юных читателях любознательность, способствовать воспитанию уважительного отношения к мыслительной и творческой деятельности соотечественников и гордости за Отечество.
ИМ.: Содействовать развитию личности читателя путем индивидуального общения и включения его в групповую и командную деятельность.
БФ.: Необходимо оговорить, какие ресурсы мы будем использовать.
ФИ.: Книги, сайты, аудио-видеоматериалы, электронные книги, образовательные и познавательные диски. Коллеги, дополните ресурсы:
__________________________________________________________________

БТ.: Хорошо бы партнеров привлечь, для пополнения или наполнения финансовых ресурсов.
БФ.: Может применить аутсорсинг. И решим проблему трудовых ресурсов.
ИМ.: Аутсорсинг – это привлечение ресурсов со стороны. Например, привлечь на время проведения Недели детской книги научных сотрудников и специалистов.
БТ.: Главные ресурсы оговорили. Остановимся на форме и содержании. Формы работы как всегда разнообразные.
ЗУ.: Обязательно игровые. Содержание – увлекательное.
ИМ.: Не только увлекательное, но и познавательное и немного научное.
ФИ.: А если что-то не понятно, то объяснение можно найти в словарях. Итак, открытия начинаются.
ИМ.: Мы знаем «Куда идти» – у нас есть цель!
БФ.: Мы знаем, какой информацией мы обладаем, и какие сведения нам нужны!
БТ.: Мы знаем, как это осуществить.
ФИ.: Мы знаем множество возможностей и умеем применять их на практике.
ЗУ.: Мы знаем, как вырабатывать идеи.
МР.: Мы видим наши результаты! Мы наслаждаемся нашим творчеством!

Часть 4. «Да здравствуют музы! Да здравствует разум!»

<

p>Таким призывом 22 марта открылась Неделя детской книги в Нижегородской областной детской библиотеке.
Часы пробили. Век 18. Перед юными читателями появился любознательный мальчишка, который собрался «идти за знаниями» в Москву. Ребята угадывают в подростке юного Михаила Васильевича Ломоносова. Ведущие говорят о его заслугах, а на экране появляются изобретения, труды и картины ученого – энциклопедиста. Виват Ломоносову! Так заканчивается первая миниатюра об истории российской науки.
Звучат куранты и ребята оказываются в рабочем кабинете Ивана Кулибина. На слайдах мелькают картинки с его изобретениями. Виват Кулибину!
Снова бой часов. Зрители попадают в век 19. Хрупкая девочка сидит в комнате и читает на обоях формулы. Сочетание цифр захватывает ее ум, будит воображение. Она хочет понять и разгадать их чудную группировку. Из любознательной девочки выросла Софья Ковалевская – женщина математик. Как трудно ей было пробиваться в мужском научном обществе. Но именно она доказала, что женщины тоже могут заниматься наукой, достигать результаты и делать открытия. Виват Ковалевской!
Ребята замерли, на столе заработал какой-то интересный прибор. Из него выходили звуки, которые напоминали морзянку: ти-ти-ти-ти. Да, это же Александр Попов и его передатчик. Неужели такой примитивный приборчик стал родоначальником радио? Виват Попову!
Время, вперед! Оно не бежит, а уже летит. Первый космонавт Юрий Гагарин улыбается из космоса Земле. И его космическую улыбку видят все люди на планете. Виват Гагарину!
Век 21! Новые технологии, новые идеи! Полет мысли!
Каждый участник праздника встает и называет имя ученого или деятеля культуры. Поднимается «волна» уважения, радости и гордости за российскую науку и культуру. Аплодисменты ученым, творческим людям. Овации мысли и творчеству.
На протяжении всей недели каждая встреча с читателями будет начинаться аплодисментами.
Виват науке! Виват музам!

Т.В. Пантюхова, заведующая отделом научных исследований и инноваций

Нижегородская ОДБ


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.