Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Участие детских библиотек Мурманской области в профилактике правонарушений среди детей и подростков

Вопросы профилактики правонарушений, обеспечение эффективной социальной, правовой защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, занимают не последнее место в работе детских и юношеских библиотек Мурманской области.
На современном этапе большое внимание уделяется социальным институтам, которые помогают человеку найти себя в трудной для него обстановке. Особенно это важно, если человек этот – подросток, а обстановка – угроза стать правонарушителем. Вопросы работы именно с такими детьми стали главными на семинаре-совещании, который состоялся в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке. Тема семинара: «Единое культурно-просветительное пространство – основа работы по профилактике правонарушений среди детей и подростков». Участниками его стали библиотекари, работающие с детьми и молодёжью. Основные выступающие – Махаева В.П., директор ГУК МОДЮБ, Красовская Е.Г., заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Мурманской области, Колесникова С.Н., старший инспектор отдела ОДУУМ и ПДН УВД, Зобычев В.В., зам. начальника Центра по борьбе с экстремизмом УВД, Паршкова С.В., член общественного Совета по делам несовершеннолетних при УВД Мурманской области.
В Мурманской области разработаны и действуют долгосрочные целевые программы, направленные на повышение качества жизни детей, семей с детьми: «Дети Кольского Заполярья», «Поддержка семьи», «Улучшение демографической ситуации», «Развитие образования в Мурманской области», «Культура Мурманской области» и др.
Культурное пространство в области составляют 78 учреждений сферы дополнительного образования, которые посещают 65 тысяч детей (73% от общего количества), так и сферы культуры. В области работает 44 детские библиотеки с числом читателей детей и юношества 175 тысяч человек или 65% от общего количества детского населения.
Во время совещания были сделаны доклады и сообщения по следующим темам: «Проблемы современного детства и состояния культурного пространства для детей и юношества в Мурманской области», «О состоянии безнадзорности и правонарушений среди детей и юношества по итогам 2010 года», «Основные направления региональной целевой программы «Профилактика правонарушений среди детей и молодежи на 2010-2011 годы», «Участие общественности в профилактической работе с несовершеннолетними», «Как уберечь детей от экстремистских проявлений».
Выступающие обозначили основную цель, дали характеристику состояния работы по данной проблеме в крае, наметили пути совместной работы библиотек, органов внутренних дел, образования, учреждений дополнительного образования, общественности:
С большим интересом слушатели восприняли выступления по обмену опытом работы библиотек по темам: «Современные подходы по профилактике наркомании, алкоголизма, противоправного поведения детей и молодёжи: опыт, проекты, программы» (города Кандалакша, Полярный, Мончегорск); «Воспитание правовой и социально-значимой грамотности учащихся. «Создание центров общественного доступа к информации» (города Полярные зори, Оленегорск); «Социально значимая информация в контексте информационно-библиографической деятельности» и «Профилактика насилия, агрессии и жестокости в детской среде: презентация программы» (из опыта работы Центра правовой и социальной информации ГУК МОДЮБ).
Цель серии мероприятий по праву: не давать рецептов, как воздержаться от той или иной вредной привычки, а увлечь поиском собственного пути жить без зависимости от пагубных явлений и саморазрушения.
Создавая оптимальные условия для проведения досуга школьников, библиотеки становятся центрами проведения разнообразных мероприятий – познавательных, развлекательных игровых программ; литературных конкурсов, гостиных, встреч с писателями; виртуальных путешествий и т.д.
Библиотеки проводят мероприятия по повышению правового сознания подростков, организуют декады, дни, часы правовых знаний, круглые столы, интерактивные игры и тренинги, на которых поднимаются вопросы по защите прав несовершеннолетних на образование; их обязанностей по отношению к друзьям, учителям, родителям; вопросы здорового образа жизни; профилактики употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ; курения.
Это способствует формированию общей правовой, читательской и образовательной культуры; эстетического вкуса; нравственно- патриотического воспитания; развитию творческих навыков.
Детские и юношеские библиотеки стараются максимально охватить несовершеннолетних детей содержательным досугом, приобщить их к чтению; помочь с пользой провести свободное от уроков время.
Несовершеннолетним и их родителям оказывается своевременная квалифицированная социальная, правовая, психолого-педагогическая помощь в виде консультаций, групповых и индивидуальных бесед специалистов; предоставлением необходимых адресов реабилитационных служб; информационных пособий, списков документов, периодических изданий, методических материалов.
Накануне семинара-совещания будущие его участники получили анкету с просьбой ответить на вопросы по организации профилактики правонарушений среди детей и подростков в их городах и районах. Из ответов (а их было 48), стало ясно, что сотрудники детских и юношеских библиотек считают себя достаточно информированными в вопросах работы с детьми группы риска. Они знакомы с общероссийскими и региональными нормативно-правовыми документами по теме. Практически во всех городах и районах области созданы базы данных, где собраны материалы по детству, которые позволяют организовать межведомственное взаимодействие по раннему выявлению детей группы риска, оказанию им и их семьям своевременной комплексной помощи.
Базы данных сосредоточены в основном в библиотеках, в инспекциях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в комитетах (отделах) по делам молодёжи. В большинстве районов осуществляется координация в виде создания Советов представителей учреждений образования, культуры, КПД и ЗП, общественности. Из ответов видно, что наиболее эффективны формы индивидуальной работы как с детьми, так и с их родителями; привлечение детей в работу секций, кружков, объединений по интересам, создание центров правовых знаний, центров общественного доступа (ЦОД). Необходимость разнообразия форм и методов индивидуальной и массовой работы говорит о том, что для ребят особенно важны и даже судьбоносны отношения микросреды, которые должны давать возможность выбора жизненных образцов социального поведения.
Вопросы профилактики детских правонарушений, их социальная защита нашли своё отражение в основных направлениях региональных целевых программ «Дети Кольского Заполярья», «Профилактика правонарушений в Мурманской области», «Молодёжь Мурманской области». В целях профилактики семейного неблагополучия утверждена РЦП «Поддержка семьи в Мурманской области». Библиотеки регулярно принимают участие в профилактических операциях типа «Подросток», «Один дома», «Милиция и дети», «Дети и улица», «Неблагополучная семья».
Библиотекари отметили своих партнёров и помощников в лице социальных педагогов, психологов, классных руководителей, школьных библиотекарей, старших вожатых, завучей организаторов воспитательной работы в школе, инспекторов ИДН, руководителей кружков и комнат по месту жительства.
В анкете и в выступлениях были отмечены и недостатки в работе с несовершеннолетними: не всегда находится взаимопонимание между сотрудниками разных служб; часто мешает отсутствие методических материалов; есть трудности в привлечении подростков и молодёжи к чтению; есть необходимость в расширении и разнообразии форм повышения квалификации по данной проблеме.
На круглом столе при подведении итогов семинара была принята «Модель участия библиотеки в программе профилактики правонарушений – «Библиотека – Центр детства».
Работа семинара показала, что обсуждение данного вопроса очень важно для обоснования психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников всех социальных институтов, обеспечивающих профилактику правонарушений несовершеннолетних, для совершенствования механизма их взаимодействия, для создания условий развития и занятости детей и подростков, вовлечения их в полноценную досуговую деятельность, способствующую воспитанию личности.

Сальникова Людмила Ивановна, заместитель директора ГУК МОДЮБ


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.