Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Урок-предупреждение «Детское лицо бродяжничества»


mordoviya211119-01Мордовская республиканская детская библиотека и Верховный Суд Республики Мордовия организовали для старшеклассников урок-предупреждение «Детское лицо бродяжничества». Мероприятие прошло в рамках регионального проекта РМ по взаимодействию школьников и судей «Территория права» и библиотечного проекта «Нет детей для криминала», оно приурочено к Всероссийскому дню правовой помощи детям, который в этом году проводится 19 ноября. Судейский корпус региона представляла мировой судья А. К. Малкина.

Участники урока разобрали основные черты личности, которые специалисты выделяют у детей, склонных к бродяжничеству. В их мировосприятии заметна утрата ощущения допустимого и недопустимого, которая и способствует их непредсказуемому поведению; низкая или полностью отсутствующая мотивация учиться, негативизм, высокий уровень агрессии, поиск острых и ярких ощущений «в свободном пространстве», попросту говоря – на улице.

mordoviya211119-02«К сожалению, именно мы, взрослые, провоцируем проявление тех асоциальных моделей поведения, которые затем старательно и зачастую безуспешно корректируем в так называемых «трудных» подростках, - отмечают организаторы мероприятия. – Поэтому так важно озвучивать проблемы, анализировать их, чтобы нас могли услышать родители, педагоги – те, кто находится рядом с детьми. Если мы не учим подростков грамотно и конструктивно общаться, то их учат другие – фильмы, интернет-источники, транслирующие «анти-ценности», наконец, улица – иллюзия свободы, вседозволенности, власти, которая подпитывает в подростке уверенность в собственном величии и безнаказанности проступков».

Библиотекари предложили школьникам подискутировать на тему, что же получает человек, который сознательно занимается бродяжничеством, – подлинную свободу или все-таки ее видимость? Старшеклассники активно включились в обсуждение этого вопроса, вместе с юристом разобрали нюансы в толковании таких понятий, как бродяжничество, беспризорность, безнадзорность; анализировали, насколько нормативно-правовая база способна урегулировать распространение этих явлений, какова роль правоохранительных органов, служб по делам несовершеннолетних и судебной системы.

mordoviya211119-03«Стоит отметить, что в Мордовии случаи бродяжничества среди подростков не зафиксированы. Но проблема безнадзорности существует, семьи, где поведение детей и подростков не контролируется, не исчезли, а поэтому социальные институты должны всегда быть настороже», - подчеркнули организаторы.

А. К. Малкина разъяснила школьникам и педагогам правовые основы регулирования обсуждаемых явлений. Гимназисты адресовали ей целый блок вопросов, желая узнать, каковы причины бродяжничества, как социального явления, можно ли законодательно контролировать эту проблему, какая ответственность последует, если на этом попадется несовершеннолетний. Анна Константиновна отметила, что в действующем российском законодательстве понятие бродяжничества не раскрыто, однако на основании анализа правовых норм, существовавших ранее, и трудов ученых-юристов можно определить его следующим образом: это систематическое бесцельное скитание лица из одного места жительства в другое, его бездомный образ жизни, отсутствие постоянного проживания по указанному адресу; отсутствие социально полезной деятельности, которое зачастую сопряжено с существованием на случайные заработки или за счет подаяний третьих лиц. В ряде субъектов РФ на региональном уровне устанавливается административная ответственность за бродяжничество и попрошайничество. Так, соответствующая статья есть в административном кодексе г. Москвы, Свердловской, Ярославской, Томской областей.

mordoviya211119-04Но даже несмотря на отсутствие в Кодексе об административных правонарушениях специальной нормы, за бродяжничество все-таки можно привлечь к ответственности, но опосредованно, через другие статьи административного кодекса. Анна Константиновна отметила, что часто причиной того, что дети занимаются бродяжничеством, становится желание взрослых из ближнего окружения паразитировать за счет несовершеннолетних, за счет тех средств, которые они добывают, попрошайничая на улицах. За вовлечение в бродяжничество несовершеннолетних установлена уголовная ответственность. Еще строже закон поступает с родителями, опекунами (попечителями), педагогами, которые уличены в подобных действиях. Старшеклассникам разъяснили и другие нюансы, которые содержит законодательство, регулирующее вопросы ответственности за вовлечение в бродяжничество.

Отдельным блоком для изучения стал анализ художественной литературы, где освещается тема бродяжничества, беспризорников, их судьба. Библиотекари подчеркнули важность такого подхода: «Мы считаем, что именно в таком формате у наших читателей включается эмоциональное восприятие темы. Одно дело – анализировать явление в теории, и совсем другое – проследить, как складывается жизнь у человека, который с детских лет поневоле или по собственному убеждению однажды уходит из социума. К сожалению, многие герои так и не станут взрослыми – кочевая жизнь, дух мнимой свободы съедают юную душу, а опасности преступного мира, поглотившего не одного маленького бродяжку, не дают шанса вернуться в здоровую атмосферу».

mordoviya211119-05Подводя итоги встречи, участники пришли к общему мнению, что эффективная профилактика обсуждаемых негативных явлений - это работа с семьями на ранней стадии кризиса, особое внимание к фактам психологического и физического насилия над ребенком; качественное межведомственное взаимодействие; просвещение родителей в области педагогики и возрастной психологии; использование средств массовой коммуникации в широком освещении проблемы и продвижении семейных ценностей.


ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека»


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.