Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Саранским школьникам рассказали о правилах общения в соцсетях


mordoviya190425-01Мордовская республиканская детская библиотека и Верховный Суд Республики Мордовия организовали для учеников гимназии №19 г. Саранска правовой диспут на тему «Социальные сети: нормы и правила безопасного общения». Это очередное мероприятие из цикла семинаров, проходящих в рамках республиканского проекта «Территория права» и библиотечного проекта «Нет детей для криминала».

В состав экспертного совета вошли Председатель Верховного Суда РМ С. В. Штанов, начальник отдела по контролю за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства юстиции РМ Э. Н. Азоркина, специалист-эксперт отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Роскомнадзора по РМ Н. А. Норкина. Учащиеся 9 класса гимназии подготовили выступления, посвященные правилам общения в соцсетях, уголовному преследованию за правонарушения в соцсетях, способам защиты от виртуальной агрессии.

С. В. Штанов в беседе с гимназистами обратил их внимание на тот факт, что призывы запретить Интернет сами по себе не могут предотвратить преступления в виртуальной среде. Этому поможет только осознанный выбор человека не совершать противоправных действий и обдумывать каждый свой поступок. Интернет, как любые достижения прогресса, можно использовать на благо, а можно с целью разрушения – и каждый человек обязан продумывать последствия сделанного.

mordoviya190425-02Дискуссионный формат, предложенный организаторами, дети восприняли с энтузиазмом, стремились к остроте обсуждения. Они задавали выступающим и экспертам вопросы, связанные с их непосредственным жизненным и профессиональным опытом. Такой подход, на взгляд организаторов, более чем оправдан – благодаря ему дети понимают, что обсуждаемые проблемы касаются лично каждого из них.

Собравшихся заставил серьезно задуматься мини-фильм, подготовленный региональным управлением Роскомнадзора. Он рассказал детям о том, какие «подводные камни» возникают, когда человек размещает в сети Интернет личные сведения. Многие технические нюансы неизвестны простым пользователям, и этим пользуются более подкованные в этой сфере злоумышленники. Дети, ставшие участниками фильма, рассказывали, с какими неприятностями им пришлось столкнуться из-за собственной неосторожности, а главные герои разыгрывали ситуации, аналогичные тем, которые часто можно наблюдать в реальной жизни подростков: неосмотрительные разговоры с виртуальными собеседниками, хранение в открытом доступе личных контактов, публикацию фотографий, ставших достоянием взломщиков закрытых аккаунтов.

mordoviya190425-03Один из вопросов школьников к экспертам – не является ли виртуальная агрессия более безопасным явлением, чем реальная, ведь в результате ее проявлений жертва не получает физического увечья, остается в живых – стал, по сути, доказательством актуальности заявленной темы. Он показал, что виртуальные угрозы для подростков менее очевидны, и их последствия юные пользователи соцсетей недооценивают. Как отметила Н. А. Норкина, проявление агрессии в цифровой среде вредит здоровью и жизни так же сильно, но опосредованно – к примеру, может привести не к убийству, а к суициду, и таких случаев довольно много. Э. Н. Азоркина обратила внимание ребят на тот факт, что демонстрация насилия в Интернете, равно как и само насилие, преследуется по закону. В пример она привела случай, когда девочка-подросток сняла на видео процесс избиения инвалида. Итоговый ролик она разместила в соцсети, в результате преступники получили реальный уголовный срок, а «оператор» была определена в специализированное учреждение.

Завершая работу дискуссионной площадки, Председатель Верховного суда республики отметил, что современный мир предоставляет юным множество возможностей самореализоваться в разных направлениях, в том числе помощниками на этом пути могут стать и цифровые сервисы. Но вместе с этим реальность предъявляет и высокие требования к уровню сознательности – а это значит, что необходимо задумываться о последствиях, совершая какое-либо действие, об «эффекте бумеранга» и о том, что правовые последствия за любое нарушение закона неотвратимы. mordoviya190425-04Даже если они не наступят сразу, по прошествии времени человеку придется за них отвечать, и не стоит поддаваться иллюзии, что преступление, не раскрытое «по горячим следам», останется безнаказанным. Затем все учащиеся, подготовившие доклады, получили дипломы за подписью С. В. Штанова.

«Проблема, обсуждаемая сегодня, является одной из самых актуальных сейчас, - отметила зам. директора МРДБ С. А. Грибова. - Современные дети в соцсети общаются так же свободно, как и на перемене в классе. Но при этом не осознают, что соцсеть коварна. Ребенку кажется, что если он вышел из эфира, сказанная им грубость исчезнет, а угроза растворится в воздухе. Но это не так – последствия настигают, независимо от формы нарушения. Поэтому мы стремимся привлечь к беседе авторитетных специалистов в правовой сфере, чтобы дети из первых рук получили важную информацию, которая защитит их в дальнейшем.

mordoviya190425-05Библиотека как один из институтов, отвечающих за формирование личности, много внимания уделяет именно правовому просвещению, в том числе в цифровой среде. Мы разрабатываем методические рекомендации как для детей, так и для руководителей детского чтения – библиотекарей, педагогов, родителей. Одну из таких разработок мы сегодня передали гимназии и надеемся, что она будет полезна в работе с подростками».


ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека»


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.