Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Олимпиада не только для спортсменов…


Два замечательных учебно-методических комплекса для учащихся 1-2 и 3-4 классов появились в нашей библиотеке в 2015 году.

Гендина, Н И. Основы информационной культуры школьника [Текст] : учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова ; [науч. ред. Н. И. Гендина]. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. - 206, [1] с. : ил. ; 24 см. + CD-ROM. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1 ; вып. 5).
Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника [Текст] : учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учебных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова ; науч. ред. Н. И. Гендина]. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. - 343, [1] с. : ил., табл. ; 24 см. + 1 электрон. опт. Диск (CD-ROM). - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1 ; вып. 6).

kirov180411-01«Вооружившись» таким ценным методическим материалом, захотелось провести что-нибудь «этакое». Анализируя отчеты районных детских библиотек за 2015 год, мы поняли, что воспитание информационной культуры младших школьников находится у нас на уровне 80-90-х годов прошлого века. В библиотеках без всякой системы проводятся традиционные библиотечные уроки типа «История книги и библиотеки», «Правила пользования библиотекой», «Словари, справочники, энциклопедии», «Прощание с Букварем» и т.п. А ведь сегодня маленький человек, рожденный в информационном обществе, рано попадает в активную медиасреду. Информационное общество открывает огромные возможности, доступ к различным источникам информации и в тоже время несет многочисленные риски и опасности.

Уже в младших классах в рамках ФГОС дети учатся составлять проекты: творческие, образовательные и пр. Наша задача помочь им в этом – познакомить с информационными ресурсами общества, обучить навыкам информационного самообслуживания, аналитико-синтетической переработке источников информации, технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной деятельности.

С целью определения степени владения навыками основ библиотечно-библиографической грамотности и информационной культуры младших школьников, активизации работы по освоению младшими школьниками основ информационной культуры, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности, которая определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, мы провели заочную областную олимпиаду по основам информационной культуры среди младших классов.

Задания Олимпиады выставили на сайте Областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Грина http://bibliotekagrina.ru

В помощь проведению Олимпиады представили на сайте темы библиотечных уроков для учащихся младших классов, разработки сценариев библиотечных уроков и электронные презентации к ним.

На областном совещании директоров в феврале 2017 года провели консультацию в помощь организации заочной Олимпиады в районной детской и сельских библиотеках. Консультации проведены и на курсах повышения квалификации библиотечных работников Кировской области, и на семинаре школьных библиотекарей города Кирова.

Что же получилось в итоге. В олимпиаде приняли участие около 500 учащихся младших классов (1-4 классов) общеобразовательных учреждений Кировской области. Кстати, к олимпиаде присоединились ребята из города Александровска Пермского края, и она приобрела статус межрегиональной.

Нами были проанализированы 276 анкет, присланных из районных библиотек. Анкеты предоставили 166 девочек, 110 мальчиков, из них 85 первоклассников, 48 второклассников, 86 третьеклассников, 57 четвероклассников.

Каждый участник олимпиады должен был ответить на 9 вопросов теста, выполнить практическое или творческое задание в соответствии со своим возрастом.

Вопросы тестов охватывали несколько тем.

kirov180411-02«Классическая» тема – история письменности, книги, библиотек. На эту тему были заданы вопросы в виде тестов. Вот некоторые из них:
Самая известная библиотека древности находилась в …
Самые древние книги состояли из…
Материал для письма «пергамент» делали из…
Предприятие, где печатают книги, называется…
Название первой в мире печатной книги…
Первый книгопечатник на Руси…
Манускрипт - это…и т.п.
Еще один круг вопросов касался практических знаний о книге и библиотеке:
Какие сведения не указаны на титульном листе книги…
Какие из перечисленных изданий относятся к справочной литературе…
Как можно назвать книгу, в которой собраны репродукции картин или фотографии…
Какой порядок слов используется в орфографическом словаре…
Как называется перечень всех книг в библиотеке, состоящий из карточек…
Традиционные каталоги и картотеки библиотеки состоят…и т.п.
Следующий круг вопросов - это вопросы по информационной и медиаграмотности, способах работы с информацией:
Через какой орган чувств человек получает обонятельную информацию…
Перечислите виды информации по способу восприятия органами чувств…
Какие виды информации по типу источников информации бывают…
Наиболее важное слово, передающее смысл текста…
Перечислите виды информации по сферам деятельности человека…
Что такое веб-сайт? Дайте определение и перевод этого слова с английского языка…
Напишите электронный адрес сайта «Интернет Урок», который включает коллекцию видеоуроков по основным предметам школьной программы…и т.п.

Я не буду приводить цифры, но проанализировав ответы детей, можно сделать выводы, что историю письменности, книги, библиотеки дети знают хорошо. Немного неправильных ответов было и на второй блок вопросов. Все первоклассники знают, что в библиотеке не продают книги и не изучают «Библию», а хранят, читают и выдают книги на дом. В формуляр читателя записывают книги, взятые на дом, а не стихи, рассказы или домашнее задание. Все второклассники правильно отнесли к справочной литературе словарь, а не сборник стихов или сказок. Большинство учащихся вторых классов правильно определили сведения, не указанные на титульном листе книги; а из предложенных вариантов: энциклопедия, атлас и альбом на вопрос «Как можно назвать книгу, в которой собраны репродукции картин или фотографии» правильно подчеркнули третий вариант. Не было особых затруднений и в ответах на вопросы у третьеклассников о порядке слов, используемом в орфографическом словаре. А вот о том, как называется перечень всех книг в библиотеке, состоящий из карточек, третья часть участников олимпиады ответила неправильно.

И у четвероклассников вопросы о каталогах вызвали затруднение. Далеко не все знают, что традиционные каталоги и картотеки библиотеки состоят из карточек, а на вопрос «Какой каталог есть в детской библиотеке» были выбраны все варианты ответов: каталог выпускаемой продукции, каталог детской одежды, систематический каталог. Можно сделать вывод, что учащиеся начальных классов активно пользуются словарями, энциклопедиями, атласами, альбомами, а вот традиционными каталогами и картотеками пользоваться не умеют. Впрочем, это закономерно. Ведь когда-то любимый и хорошо используемый учащимися младших классов иллюстрированный тематический каталог «Что нам читать» давно канул в лету, а другого для малышей ничего не придумано.

А вот медиаграмотность у четвероклассников, можно сказать, не страдает. Они отлично знают, какие носители информации используются в персональном компьютере, из чего состоит электронная презентация, выбирают правильный адрес электронной почты. Единицы путают алгоритм действий при поиске тематической информации в Интернете. Творческо-практическое задание учащимся 4 классов было такое: составить электронную презентация на тему «Моя любимая книга». Мы получили 49 электронных презентаций разного качества. Радует, что в своих презентациях ребята использовали не просто иллюстрации и краткий рассказ о книге. В ограниченной по объему (5-6 слайдов) презентации они вместили и слайд-страничку знакомства с автором презентации с фотографией и сведения об авторе книги с портретом, и рассказ о книге с иллюстрациями и цитатами, и свое отношение к героям, и даже рекомендации для будущих читателей книги. Многие аннотации с интересным дизайном слайда, с использованием анимации, музыкальным сопровождением. Лучшие презентации размещены на сайте нашей библиотеки.

Неплохо справились с творческим заданием и третьеклассники. Им надо было составить интересную аннотацию на свою любимую книгу, чтобы каждому её захотелось прочитать. Лучшие аннотации выставлены на сайте библиотеки.

kirov180411-03Очень трудным оказалось для второклассников практическое задание: выделить ключевые слова в четверостишье. 90 процентов учащихся выделили просто подлежащее и сказуемое в предложении.

Первоклассники должны были расшифровать древнее письмо североамериканских индейцев на камне.

В книгах и в Интернете есть конкретный ответ на этот вопрос. Конечно, далеко не все его нашли, но мы не судили строго. Ведь это творческое задание, поэтому за интересные фантазии, за современную расшифровку письма мы не наказывали участников олимпиады занижением оценок.

Таковы результаты первой заочной Олимпиады «Основы информационной культуры для младших школьников», организованной Кировской областной библиотекой для детей и юношества им. А. С. Грина. Все участники получили сертификаты участника заочной межрегиональной Олимпиады и дипломы за 1, 2 и 3 место в каждой параллели младших классов. Благодарственными письмами отмечены библиотекари и педагоги - наставники победителей Олимпиады.

А мы будем продолжать работу по воспитанию информационной культуры школьников, тем более, что вышло новое методическое пособие:
Гендина, Н И. Основы информационной культуры школьника [Текст] : учебно-методический комплекс для учащихся 5-7-х классов общеобразовательных учебных заведений / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова ; [науч. ред. Н. И. Гендина]. - Москва : РШБА, 2017. - 432 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1 ; вып. 2.)


Лариса Викторовна Шевченко,
заведующая сектором аналитической библиографии

Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Грина


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.