Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Круглый стол «Детская библиотека в условиях новой реальности: вызовы, возможности, успешные практики» к Общероссийскому дню библиотек
(28 мая 2024 года в 11:00 (мск))


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Что читает вятская семья?


Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе, организационно-методический отдел Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Грина провел социологическое исследование «Что читает вятская семья?». Анкета состояла из 22 вопросов.

В исследовании приняли участие мамы, папы, бабушки и дедушки. Всего 311 человек от 20 до 69 лет из 8 районов Кировской области.

Анализируя ответы на вопросы, можно сделать такие выводы:
Большинство взрослых считают, что «семейное чтение — это когда с ребенком читают вслух в семейном кругу и обсуждают прочитанное всей семьей».

На вопрос «Часто ли Вы читаете книги вне работы?» 37% анкетируемых ответили: «Да, почти каждый день», 39% - «Читаю, но не так часто», редко читают 18% и не читают совсем 5%. Если первые два ответа объединить, то результат получается не плохой- 76% родителей дружат с книгой.

Порадовали нас ответы на вопрос «Покупаете ли Вы книги своему ребенку?», так как 90% взрослых книги покупают. Набор самый разнообразный — от классики до современных авторов. В список вошли: рассказы о природе, сказки, романы для девочек. Называли и конкретные книги: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне»; А. Толстой «Приключения Буратино»; В. Осеева «Синие листья»; П. Бажов «Сказы»; Т. Крюкова «Хрустальный ключ», «Записки кото-сапиеса»; Стругацкие «Обитаемый остров»; Дж. Роулинг «Гарри Поттер»; Риггз Р. «Дом странных детей»; Фенке К. «Чернильное сердце».
Из журналов: «Читай-ка», «Непоседа», «3/9 царство».

А как часто читают родители своему ребенку?

25% - читают каждый день (что, конечно, порадовало). На втором месте - когда ребенок попросит, затем 1-2 раза в неделю. Практически одинаковые проценты набрали те, кто читает 3-5 раз в неделю и кто редко читает, совсем не читают 8% анкетируемых, но это, в основном, родители старшеклассников.

Из предложенного списка литературы предпочтение отдано сказкам и книгам познавательного характера, они набрали по 46%, меньший показатель у современной детской литературы, 22 % не имеют определенных предпочтений, а вот зарубежная детская литература не пользуется спросом среди респондентов, так же не особо интересует литература по отраслям знаний, читают что придется 7%.

По ответам на вопрос «Есть ли у вас в семье традиция чтения перед сном»? - можно сделать вывод, что во многих семьях понимают важность чтения и стараются сохранить традиции семейного чтения в своей семье. К сожалению, не у всех родителей хватает на это времени.

Большинство в семье прочитанные книги обсуждают, часть обсуждает книги не все, а выборочно и, в основном, дети делятся своими впечатлениями о прочитанном. Также родителей не застал врасплох вопрос «Назовите любимые книги Вашего ребенка». Среди книг названы: книги Ж.Верна, Г. Остера, М. Зощенко, Э. Успенского, Марка Твена, Д. Емец, Д. Толкиен, сказки Ш.Перро, В. Сутеева и др.

Нас интересовало, какие книги предпочитает читать ребёнок: бумажные или электронные и каким книгам отдают первенство взрослые.

Выяснилось, что и у взрослых, и детей бумажные книги на первом месте.

Только 52 семьи из 311 имеют электронную книгу. А вот домашние библиотеки есть почти у всех и состоят они, в основном, из нескольких книжных полок, книжный шкаф имеют 24% семей, стеллажи с книгами — 9%.

Большинство родителей частые гости в библиотеках области, родители считают важным приходить в библиотеку вместе с детьми. Такой вывод объясняется и тем, что на вопросы анкеты отвечали большинство родителей и бабушек дошкольников и учащихся 1-4 классов. Родители интересуются тем, какие книги ребенок берет в библиотеке.

Чтобы получить ответ на вопрос «Как Вы считаете, что может помочь разбудить интерес к чтению у детей»?», мы предложили несколько вариантов. На первом плане: интересное содержание книги - 61%, далее идет: пример родителей — 47%, современные и хорошо иллюстрированные книги — 33%, поход в библиотеку — 30%, чтение вслух в семье — 23%, другое -1 чел. (пример сверстников, учителей).

Как показало анкетирование, родителям хорошо знакомо творчество таких писателей, как Андрей Усачев, Тамара Крюкова, Катя Матюшкина, Сергей Седов. Мало знакомы имена Михаила Собакина, Михаила Яснова, Марины Бородицкой. Только 5% анкетируемых слышали имя Артура Гиваргизова, Кейт ди Камило. И совсем не знают таких писателей, как Свен Нурдквист, Арнольд Лобел.

Но здесь надо еще посмотреть, есть ли они в фонде детских библиотек, так как комплектование сегодня оставляет желать лучшего.

Родители хотели бы, чтобы их ребенок обязательно прочитал такие книги, как «Алые паруса» А. Грина, «Два капитана» В. Каверина, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Четвертая высота» В. Ильиной, «Каштанка» А.П. Чехова, Д. Дефо «Робинзон Крузо». А также «Класс коррекции» Мурашовой Е., В Гавальда «35 кило надежды», А. Жвалецкий А. Пастернак Е. «Я хочу в школу», Д. Пеннак «Собака пёс», Н. Абгарян «Манюня», Кроме того: Закон Божий, Ишимовой А. «История России в рассказах для детей», В. Астафьева «Деревья растут для всех», Т. Копаневой «О чём мечтала звезда» и др. (один из родителей написал, что он не навязывает своим детям, что читать).

Несмотря на трудности в комплектовании библиотек и скудное поступление новых книг, родители знакомы с творчеством современных писателей.

От детской библиотеки родители хотели бы получать по семейному чтению помощь. В чем она выражается:

- издавать рекомендательные списки литературы для семейного чтения, брошюры по привитию любви к книге;
- знакомить с новинками детской литературы;
- устраивать больше семейных праздников;

Два родителя написали, что советы им не нужны. 17 человек затруднились ответить на данный вопрос.

В исследовании приняли участие 297 женщин и 14 мужчин.

Наибольшую часть опрошенных составили родители от 31-40 лет, далее идут родители от 41-до 50 лет, бабушки и дедушки. К сожалению, молодые родители от 18 до 30 лет на третьем месте. Возраст детей: дошкольников — 23%, учащихся 1-3 классов - 35%, 4-7 классов - 20%, 8-11 классов - 18%.

В результате исследования ряд библиотек сделали такие выводы:
«Опрос проводился в библиотеке, поэтому ответы нас порадовали. Если бы проводили в школе, на родительских собраниях, то ответы не получились бы столь радужными. В планах провести такое исследование в школе».
«Родители остаются важнейшим и главным звеном в приобщении детей к чтению, но это происходит сегодня не в каждой семье. Родители нуждаются в информировании о новой качественной литературе. Библиотекам необходимо расширять работу с родителями по данной теме».

Социологическое исследование завершено, сделаны определенные выводы. Результаты озвучены на областном совещании заведующих детскими библиотеками области, на курсах и семинарах библиотечных работников города Кирова и области. Но на этом работа не закончена, так как проблема актуальна и требует поиска новых форм работы по активизации семейного чтения.


Панагушина О.И. - главный библиотекарь организационно-методического отдела
Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Грина


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.