Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 

Заместитель директора государственной детской библиотеки Альберта Лиханова Ирина ПРОСКУРИНА: Библиотекарь больше, чем профессия...

Попадая в библиотеку с шумной улицы, невольно замечаешь, как в книжных залах время замедляет ход. Снаружи – суета, поток автомобилей, вечная спешка, а здесь царят особая аура и размеренная тишина. Библиотека была, есть и будет книжным храмом, где собрано величайшее наследство человечества – слово, обрамлённое в мысль, сюжет и эмоции. 27 мая библиотекари России отмечают свой профессиональный праздник. Праздник появился в новой России в 1995 году, но профессия библиотекаря существует не одно столетие. К слову сказать, многие известные и образованные люди своего времени были библиотекарями, к примеру, баснописец Иван Крылов, сказочник Михаил Ершов, писатели Иван Бунин, Михаил Пришвин и многие другие. Несмотря на то, что материальная составляющая этой специальности, мягко говоря, невелика, духовная значимость профессии по-прежнему остаётся высокой.

Накануне Дня библиотекаря мы пригласили в редакцию, на наш гостевой диванчик заместителя директора государственной детской библиотеки Альберта Лиханова, лауреата премии губернатора Белгородской области «Призвание» Ирину ПРОСКУРИНУ. В профессию Ирина Валерьевна пришла в начале 90-х годов, начинала профессиональный путь с простого библиотекаря. С 2003 года Ирина Валерьевна координирует деятельность детских библиотек области, внедряя на местах инновационные формы продвижения книги к читателю, работает над совершенствованием организационно-методической поддержки библиотекарей, дальнейшим развитием профессиональной компетентности библиотекарей, работающих с детьми и подростками, и творческой среды детских библиотекарей. Она убеждена: от того, что читает ребёнок и читает ли он вообще, во многом зависит, каким будет он сам и тот мир, в котором ему предстоит жить. Свою профессию она считает интересной и очень значимой, уверена, что имидж профессии создают люди, которые работают в этой сфере. С гостем редакции беседует корреспондент «Белгородских известий» Ирина МАЛИКОВА.

- Удобно ли вам, Ирина Валерьевна, на нашем «гостевом диванчике»? А знаете, здесь до вас побывало много уважаемых людей, наш диван располагает к неофициальному, свободному общению. Вы согласны общаться в таком формате?
- Во-первых, хочу поблагодарить вас за приглашение, для меня это большая честь. Я заглянула на сайт газеты «Белгородские известия», посмотрела, кто был «гостем редакции». Конечно, мне приятно оказаться в компании таких известных людей.

- Кажется, у Льва Ошанина есть такие строки о библиотекарях: «Милые тихоголосые женщины…». На мой взгляд, поэт написал типичный портрет библиотекаря советского времени. А каков портрет современного представителя профессии?
- Соглашусь с тем, что эта характеристика библиотекарей осталась в прошлом. Наверное, в советское время эти строки и были актуальны, сегодня совсем другое дело. Я вспоминаю то время, когда наша детская библиотека располагалась в жилом здании на улице Попова, 54. До двухтысячных годов мы, действительно, были скромными, «тихоголосыми», но те времена прошли. Современный библиотекарь – личность творческая. Это женщины (мужчины в нашей профессии есть, но не в нашей библиотеке), с активной жизненной позицией, идущие в ногу со временем, владеющие компьютерными технологиями. Кроме того, библиотекарь и особенно детский библиотекарь должен обладать большим запасом знаний, чтобы помочь юному читателю разобраться в океане информации. Скорее всего, это больше, чем просто профессия, ведь достоинствам её нет числа. Уверена, имидж библиотеки создают люди, которые в ней работают. Детскому библиотекарю важно уметь ориентироваться в современном детском литературном процессе, в жанрах и тематике современных произведений, чтобы удовлетворить потребности каждого читателя, обратившегося к нему за помощью. Современные библиотекари современно видят формы продвижения книги к читателю. Это очень важно, поскольку нашей основной задачей остаётся именно эта функция – привить читателям потребность и любовь к чтению.

- В этом стихотворении есть и другие строки: «Душ человеческих добрые лекари…». А эти строки соответствует вашей профессии?
- А вот это остаётся. И, я надеюсь, останется на долгие годы, потому что наша профессия направлена на формирование духовных ценностей растущей личности. И книга в этом процессе играет важную роль, уверена, современные средства передачи информации: монитор компьютера, электронная книга и прочее не заменят живого общения с печатной книгой, хотя информацию донесут, но душевный отклик на слово способна вызвать только книга.

- Современные дети мало читают. Как их приучить к чтению?
- Давайте исходить из того, с чем мы будем сравнивать. Если с советскими временами, когда мы были самой читающей страной в мире, а метро в Москве в шутку называли «большим читальным залом», то, наверное, сейчас читают меньше. Но, если сравнивать с девяностыми годами, то сейчас дети читают больше, да и возможности получать информацию из электронных источников стало больше. Требования времени таковы, что человеку необходимо черпать информацию, чтобы быть востребованным в жизни, найти хорошую работу, достойный заработок. Поэтому молодым людям приходится читать, если не художественную литературу, то аналитическую, научную, периодику. Это просто необходимо. Мы, конечно, применяем в своей работе и традиционные, и креативные формы, чтобы привить интерес к чтению. Готового рецепта нет. Но многое зависит от тех традиций, которые существуют в семье, если родители любят читать, то любовь к чтению они привьют и своему ребёнку. Мы приветствуем, когда к нам в библиотеку приходят семьями, считаем, что эта форма работы – самая продуктивная. Конечно, это и индивидуальные особенности. И традиции семейного чтения. Есть программы по возрождению семейного чтения и обязательно – семейный поход в библиотеку с детьми.

- В моём представлении современный библиотекарь – невероятный выдумщик. Вы каждый раз что-нибудь придумываете, чтобы привлечь маленького читателя к книге. Так?
- Да, приходится постоянно искать что-то новое и интересное. Мы не хотим отходить от традиционных форм чтения, но с учётом требований современности сочетаем все формы работы. Интернет в этом очень помогает, мы устраиваем читательские web-конференции с районами, стали проводить с другими детскими библиотеками страны видеомосты на тему «Что мы знаем о наших городах». Детям очень нравится такая форма общения. Встречи с российскими писателями также организуем в режиме on-line. Благодаря техническим возможностям дети могут пообщаться с известными детскими писателями. Внедряем современные формы популяризации книги. К примеру, книжные новинки предлагаем оценить «детскому читательскому жюри». Дети сами оценивают книги современных авторов, которые получили различные литературные премии и рекомендованы к чтению литературоведами, критиками. В результате 10 самых понравившихся им произведений получают знак «Нравится детям Белгородской области».

- Раз уж мы заговорили о детской литературе, скажите, есть ли сегодня интересные детские писатели, которых можно было бы сравнить с классиками детской литературы?
- Талантливых писателей много, на эту тему можно говорить долго. Если говорить о тех авторах, которые, скажем, интересны подросткам, я бы назвала творчество Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, которые пишут в соавторстве. Сюжеты произведений построены в приключенческом жанре. Авторы очень хорошо знают психологию этого возраста, поэтому их книги востребованы, мы и сами читаем их с удовольствием. Любят дети произведения Альберта Лиханова, с удовольствием читают классиков детской литературы, фантастику, приключения.

- Ирина, расскажите о себе. Где вы родились, кто были ваши родители?
- Я родилась в Белгороде. Мои родители – коренные жители Белгородской области. Мама была медицинским работником, к сожалению, она рано ушла из жизни, папа инженер-строитель. У нас замечательная семья, а у меня было счастливое детство советского ребёнка. С нежностью и ностальгией вспоминаю то время. Тогда у простых людей не было особого шика, но было всё необходимое. Была возможность путешествовать, отдыхать в санаториях. Мы были счастливы оттого, что имели возможность общаться, ходить друг к другу в гости, играть во дворе. У меня было много друзей. Вспоминая то время, с грустью замечаю, насколько беднее в плане общения со сверстниками стала жизнь современных детей. Современные дети редко ходят друг к другу в гости, они не знают, как это можно сделать. Сейчас это не принято. Общаются по телефону, в Интернете, форумах, «аськах», смс. Виртуальные символы заменили живые эмоции. И хотя дети этого не замечают, считая естественным такое общение, это влияет на формирование межличностных отношений, на восприятие себя и окружающих людей в социуме.

- Вы мечтали стать библиотекарем?
- Наверное, я вас разочарую, если скажу, что не мечтала, и в профессию пришла по совету родителей. Я училась в средней школе № 5 с углублённым изучением французского языка, сейчас это гимназия. Училась стабильно «хорошо», но точные науки давались с трудом. После восьмого класса я для себя решила, что сдавать экзамены по физике, математике мне будет сложновато, поэтому, прислушавшись к советам папы с мамой, поступила в культпросветучилище, на библиотечное отделение. В этом возрасте сложно самостоятельно найти свою дорогу в жизни, сделать правильный и осознанный выбор, поэтому большинство детей прислушиваются к советам родителей. Мне родители посоветовали этот путь. Любовь к профессии пришла позже, когда я уже начала работать в библиотеке.

- Куда вы пришли после училища?
- В детскую библиотеку, тогда имени Аркадия Гайдара. Было это первого августа 1991 года, на тот момент мне не было 18 лет, так что 23 дня я работала несовершеннолетней. После училища сразу же поступила на библиотечный факультет Орловского института культуры. Я пришла в коллектив с настроем работать, проявить себя, чего-то добиться. Сейчас молодые специалисты изначально нацелены на то, чтобы долго не задерживаться на одном месте, стремятся найти работу получше, попробовать себя в чём-то другом.

- И у вас никогда не было желания сменить профессию?
- Желания сменить профессию не было, а вот желание бросить работу и заниматься домашним хозяйством было (смеётся). У нас и сейчас небольшая зарплата, а в середине девяностых годов платили просто символические деньги, большая часть заработка уходила на проезд и обеды. И вот тогда, прислушиваясь к размышлениям старших коллег, я подумала, что, действительно, выгоднее быть домохозяйкой, готовить обеды, содержать дом в порядке – пользы больше. Помню, озвучила эту мысль дома, а мои родители в один голос строго сказали: «Работать!» Это был один-единственный раз, когда я подумала о том, чтобы уйти из библиотеки. Больше таких мыслей не возникало.

- С тех пор прошло больше двадцати лет. Сейчас какую роль играет в вашей жизни работа?
- Совершенно искренне могу сказать, что я очень люблю свою профессию. Люблю коллектив, в котором работаю. Наша библиотека тоже «выросла» за эти годы. Сегодня детская библиотека – это современный информационный, просветительский, образовательный центр. Мы дифференцированно подходим к обслуживанию читателей. Библиотека имеет зоны для всех категорий пользователей. Сначала читатель попадает в отдел дошкольного обслуживания, здесь его ждёт сказочная обстановка и книжки-игрушки. Потом – отдел обслуживания «Детство» для младших школьников, затем отдел «Подросток». У нас есть сектор для родителей и педагогов. Можно приходить в библиотеку семьёй. Конечно, есть медиазал, комната сказок, где проходят мероприятия, отдел искусств. Коллектив у нас творческий. Все коллеги – разные люди: и по возрасту, и по темпераменту, но все творческие личности.

- Работа в чисто женском коллективе имеет свои особенности, не возникает конфликтов на гендерной, так сказать, почве?
- Бывают, конечно, и споры и какие-то трения, но мне комфортно работать в нашем коллективе.

- Ирина Валерьевна, вы сказали, что прошли путь от простого библиотекаря до заместителя директора по научно-методической работе. В чём заключается ваша работа?
- Да, 12 лет я работала в отделе обслуживания детей среднего и старшего возраста, это один из самых важных отделов, поскольку с подростками работать непросто, но интересно. Мы проводили много разных мероприятий, встреч с писателями, читательские конференции. Это те формы работы, которые интересны детям в подростковом возрасте. Естественно, мне хотелось попробовать себя и в чём-то другом. И поэтому, когда в 2003 году меня пригласили в научно-методический отдел, я сменила направление работы и стала заниматься методической деятельностью, сотрудничая с детскими библиотеками области. В должности заместителя директора я работаю не столько с детьми, сколько с детскими библиотекарями, ведь наша библиотека – это ещё и методический центр по библиотечному обслуживанию детей для библиотек области. Моя работа заключается в координации и организации деятельности по оказанию методической поддержки библиотекарям области, работающим с детьми и подростками, дальнейшем развитии их профессиональной компетентности, внедрению инновационных форм работы, это необходимо для того, чтобы книга и чтение заняли одно из основных мест в жизни подрастающего поколения.

- Ирина Валерьевна, с 2001-го библиотека переехала в другое здание, обрела новое имя и статус. Изменения связаны с именем председателя Российского детского фонда, писателя Альберта Лиханова, который покровительствует вашей библиотеке. Какова роль писателя в жизни детской библиотеки?
- Альберта Лиханова связывают с нашей областью много проектов и инициатив. Он, действительно, многое делает для развития библиотечного дела, продвижения книги к юному читателю. С 2001 года в области ежегодно проходят литературно-педагогические Лихановские чтения, которые обрели статус международных и стали брендом нашей области. Такие же Чтения проходят и на родине писателя, в Кировской области, но, на мой взгляд, там Чтения проводятся, я бы выразилась так, по-домашнему. У нас это мероприятие имеет научно-методический подход. Каждый приезд Альберта Анатольевича – большое событие для нас. Он принимает участие в судьбе не только нашей библиотеки, благодаря ему пополняются книжные фонды сельских и детских библиотек области. Кстати, премия «Призвание», которую сейчас ежегодно вручают девяти библиотечным работникам по трём номинациям, это его идея, с которой он обратился к губернатору, и Евгений Степанович его поддержал. Некоторые проекты Российского детского фонда, который он возглавляет, имели большой идеологический резонанс. Например, в рамках проекта «Мир детства. Грамотность. Творчество», проходил областной конкурс «История моей семьи – в истории моего края». В проекте приняли участие все школьники области в возрасте от 10 до 15 лет. Каждый ребёнок узнал историю своей семьи, провёл своё генеалогическое исследование. В итоге сорок победителей были приглашены в Москву в реабилитационный центр Российского детского фонда для талантливых детей. Провели там незабываемую неделю, насыщенную событиями и встречами со знаменитыми людьми – писателями, актёрами, музыкантами.

- В стенах библиотеки родилась акция «Тёплым словом – добрым делом»?
- Да, это наша акция, которую мы начали проводить в 2001 году с целью поддержать социально незащищённых детей и детей-сирот, которые, как все дети, ждут новогодних подарков. Акцию поддержали студенты-волонтёры теологического факультета БелГУ. С 2009 года университет полностью взял на себя организацию и проведение акции. Но библиотека по-прежнему участвует в ней.

- У вас есть хобби?
- Рыбки. У нас есть аквариум, я ухаживаю за рыбками. С удивлением наблюдаю за их жизнью, знаете, я пришла к выводу, что это не безмолвные глупые существа, как принято считать, рыбки всё понимают, чувствуют людей, их настроение.
Конечно же, люблю читать, было бы странно, если бы, живя в профессии, я не читала. Это необходимо и для дела, и для души. А ещё я занимаюсь аква аэробикой, хожу в спортивный центр Светланы Хоркиной. Вообще, вода моя стихия, я люблю плавать, поэтому мы путешествуем в те места, где есть вода.

- А ваша семья?
- Моя семья – это мой муж и папа.

- С вами легко общаться людям?
- Думаю, да, я позитивно смотрю на окружающий мир, принадлежу к числу людей, которые считают, что надо верить в мечту. Ведь у неё есть приятная особенность сбываться!

- Спасибо за беседу.

http://izvestia.vbelgorode.ru/24.5.13-16700.html

http://izvestia.vbelgorode.ru/


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.