Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Май 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Календарь мероприятий РГДБ



 

Бубекина Н. В. Детские библиотеки в эпоху административных реформ <br>(Независимый библиотечный адвокат. – 2005. – № 5. – С. 22-33. – Библиогр.)

Н.В. Бубекина,
главный библиотекарь
Российской государственной
детской библиотеки (г. Москва)



Детские библиотеки в эпоху
административных реформ



Библиотечное обслуживание пока еще остается наиболее стабильным в общей социально-культурной ситуации развития области, хотя в последнее время в связи с принятием ряда федеральных законов, направленных на реформирование бюджетной сферы, над библиотечной средой нависла серьезная угроза. Особенную тревогу библиотечной общественности вызвало принятие двух законов: федерального закона № 122, так называемого закона «О монетизации» (см.: 2), и федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (см.: 3). Выяснилось, что библиотековеды, библиотекари-практики оказались не готовы к переменам, к решению ряда проблем, требующих объективного полного и профессионального анализа. Эти проблемы имеют и методологический характер (что такое библиотечное обслуживание в современных условиях, каковы критерии эффективности функционирования этой системы и т.д.), и управленческий (каким должно быть управление библиотечным делом, из каких управленческих звеньев должен состоять эффективный менеджмент и т.д.), и экономический (нормативы обеспечения населения информацией и документами, нормативы необходимого и достаточного финансирования, внесение показателей библиотечного обслуживания в перечень показателей качества жизни населения), и социальный (адаптация населения к новым информационным технологиям, создание условий для равного свободного доступа населения к информации независимо от места проживания и т.д.).

Административная реформа потребует кардинальных изменений во всей библиотечной системе страны. Основной проблемой, видимо, будет сохранение единого библиотечно-информационного пространства, централизованных библиотечных систем, хоть и в видоизмененной форме (см.: 5, 9, 12, 15, 17, 20). О последствиях внедрения федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» написано уже достаточно много (см. 1,2,5,6,7,9,10,11,12,13,119,20,22). Нас, в первую очередь, интересует судьба детских библиотек. Прежде чем перейти к осмыслению проблем сохранения и/или изменения существования библиотек для детей необходимо ответить на несколько вопросов:
Что такое детская библиотека и зачем она нужна? (К сожалению, очень многие не только руководители органов управления властью на местах, но и наши коллеги-профессионалы этого не понимают);
Что поможет детским библиотекам отстоять свое право на существование и развитие?
Немного истории. В России в прошлом веке была создана уникальная система самостоятельных детских библиотек. Началом создания сети этих библиотек послужила первая общедоступная детская библиотека, открытая в 1878 году известным библиографом и книговедом А.Д. Тороповым в Москве. К 1914 году их число достигло 20. В резолюции «О работе детских библиотек» 1 Всероссийского библиотечного съезда 1911 года подчеркивалась важность привлечения детей к чтению и необходимость оказания им помощи в выборе книг. Детские библиотеки признавались самостоятельными культурно-просветительными учреждениями, которые нужно открывать наравне с общественными и народными библиотеками. Таким образом, детские библиотеки в России начали возникать задолго до 1917 года, отражая объективное требование общества, обратившего внимание на необходимость более пристального внимания к детству и приобщению детей к книге и чтению. В советское время детские библиотеки продолжали развиваться. Да, они, как и все остальные библиотеки и учреждения культуры, были идеологическими учреждениями, однако, правящий режим отдавал себе отчет о роли и влиянии библиотек на подрастающее поколение. С 60-х годов прошлого столетия начали возникать и юношеские библиотеки, работающие с самой трудной категорией населения – подростками и юношами. В эти же годы была осознана необходимость создания во всех центрах регионов России крупных детских и юношеских библиотек-методических центров для научного и методического обеспечения жизнедеятельности библиотек, работающих с детьми и молодежью. Статус республиканских, краевых и областных был присвоен 89 детским и 50 юношеским библиотекам регионов. В России в середине прошлого века насчитывалось свыше 5000 детских библиотек и филиалов, в число которых входили как самостоятельные библиотеки, областного и муниципального уровня, так и детские филиалы централизованных детских систем. Детские библиотеки накопили огромный опыт работы с детской книгой, с детьми всех возрастов. Начиная с 90-х годов прошлого века, контингент детских библиотек значительно помолодел. В библиотеки стали записывать детей с 2-х лет, и очень большое внимание стали уделять работе с молодыми родителями, поэтому и у нас теперь не редкость – мама с грудным ребенком в библиотеке. Многочисленные программы работы с дошкольниками принесли свои плоды – их количество в библиотеках резко увеличилось. При этом достаточно плодотворно работают детские библиотеки и с младшими и старшими школьниками. Внедрение новых информационных технологий повысило привлекательность детских библиотек в глазах подрастающего поколения.

Дети – особая категория населения, наименее экономически, социально и психологически защищенная и поэтому нуждающаяся в особом внимании, которое им может оказать только человек, знающий их психологические и возрастные особенности, умеющий и желающий налаживать контакты с детьми разных возрастов, организовывать среду, наиболее благоприятную для развития растущей личности.

Во всем мире существует проблема, которая приобретает глобальные черты: с одной стороны, общество быстро информатизируется; количество информации возрастает лавинообразно, с другой стороны, все большее число людей становится не в состоянии освоить и переработать эту информацию вследствие так называемой вторичной или функциональной неграмотности. Это значит, что многие, даже выпускники школ и высших учебных заведений, быстро утрачивают навыки письма, чтения, обработки информации и тем самым становятся непригодными к требованиям информационного общества. Западные ученые давно уяснили тот факт, что нечитающее поколение – это неграмотное поколение. Явление вторичной неграмотности становится фактом и нашей действительности. И если не будут приняты меры по защите и поддержке современного культурного ареала детства, чтения, мы столкнемся с большими проблемами дальнейшего развития общества. По мнению американского сенатора Д. Козола, функциональная неграмотность уже берет тяжелую пошлину с экономики Америки, влияет на ее политическую систему, и, что еще более важно, на жизнь неграмотного населения (21, с. 5.). По мнению французских исследователей, большинство функционально неграмотных людей могут быть отторгнуты обществом в профессиональном или экономическом смысле, остальные же все равно будут в той или иной степени ограничены в культурном развитии и оторваны от социального и интеллектуального общения (там же). Поэтому во всем мире проводятся акции по привлечению населения к чтению, по развитию системы непрерывного образования. Причем известно, что читатель (пользователь) должен пройти в своем развитии определенные стадии, и то, что недополучено им, особенно в детстве, практически утеряно.

Современный ребенок развивается в беспрецедентной ситуации существования различных культур (мультикультурная ситуация). В процессе роста он строит модель собственной индивидуальной культуры и решает сложную задачу освоения современного информационно насыщенного мира. Это предполагает развитие способностей и стремления к творчеству, непрерывному самообразованию, которое протекает в соответствии с возрастными, психологическими и иными особенностями личности. Эти особенности и определяют необходимость построения специализированной среды развития, отличающейся от условий существования взрослого человека. Потребности ребенка только складываются, находятся в развитии, так же, как и психические процессы, процессы социализации. Именно поэтому во всех международных правовых актах декларируется принцип приоритета интересов детей над интересами взрослых, государства, различных институтов (Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года и т.д.), особой защиты детства (Всеобщая декларация прав человека 1948 года). В Конвенции ООН о правах ребенка, которую Россия ратифицировала, содержится наиболее полный перечень прав ребенка, включающий права детей на свободный доступ к информации, на приобщение к достижениям мировой и национальной культуры.
Важным документом является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Однако и он утверждает только основные положения и права детей. Конкретизация этого закона предпринята во многих регионах России (Республика Коми, Архангельская, Новосибирская, Мурманская области и др.). Проект данного закона имеется в Тверской области. Наиболее проработан Закон Мурманской области «О защите прав детей», в которой отдельной статьей включено право детей на свободный доступ к достижениям культуры и информации и оговорена роль детских и юношеских библиотека как основных гарантов его соблюдения. Наличие подобных законов крайне важно в условиях внедрения ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», поскольку, как показывает практика его применения в регионах, выбранных для пилотного апробирования, при реорганизации библиотечных сетей в первую очередь нарушаются права детей на специализированное библиотечное обслуживание.

Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» в статье 8 «Права особых групп пользователей» закрепляет права детей на библиотечное обслуживание и на пользование специализированными библиотеками. Однако нормативно-правовая база в области защиты прав детей нуждается в коренном пересмотре. В ней практически нет документов, касающихся защиты прав детей на информацию и приобщение к культуре. Главное же состоит в том, что в стране нет последовательной государственной политики в отношении детей в целом, в библиотечной, в частности. Так, в Основных направлениях и приоритетах государственной библиотечной политики, принятых на ближайшее пятилетие, нет ни слова об интересах пользователей, о приоритетах в отношении прав групп с особыми правами в соответствии с ФЗ «О библиотечном деле» (см.: 16). Таким образом, продекларированное в законе положение не подкрепляется ни одним документом, что позволяет руководителям всех уровней и учреждений ущемлять права детей на специализированное обслуживание.

Современная библиотечная политика по отношению к детям должна базироваться на совокупности ряда этических принципов. В нормативной сфере это – строгое соблюдение прав ребенка, действующих законов. В сфере социокультурной жизни – стимулирование чтения детей, формирование информационной культуры, социальная адаптация детей с учетом их половозрастных, психологических и индивидуальных особенностей; акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу на школу, семью, неформальные группы, общественные и иные учреждения. В сфере гражданских прав – равные возможности детей по отношению к взрослым в получении информации на всех видах носителей и в то же время на специализированное обслуживание, учитывающее их возможности как растущих и развивающихся личностей; равные возможности детских библиотек на внедрение современных компьютерных технологий; взвешенное сочетание принципов интеграции детских библиотек в библиотечное пространство и сохранение специфических черт организации обслуживания.

Интеграция детей в общество, а детских библиотек в общее информационное и библиотечное пространство должна рассматриваться как наиболее перспективное направление этой политики. Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды материалов, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Какой видят детскую библиотеку наши юные читатели? По результатам исследований, проведенных в ряде регионов России, вырисовывается следующий облик библиотеки будущего: это удобная уютная библиотека с богатым фондом документов, самой современной техникой и добрым, отзывчивым, знающим библиотекарем. Дети видят библиотеку не только и не столько как храм знаний, сколько как теплый дом, место общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, которым они доверяют. Место, где можно не только почитать, посмотреть, послушать, приготовить домашние задания, но и поучаствовать в развлекательно-познавательных мероприятиях. Как видим, дети хотят получать тот набор услуг, который и является реализацией их прав на культурное, умственное и духовное развитие.
Одна из самых главных задач детской библиотеки – приобщение к чтению, помощь в плавном прохождении всех этапов культурного развития.

Итак, что может современная детская библиотека?

  1. Приобщить к чтению, воспитать грамотного пользователя, а значит внести свой вклад в создание интеллектуальной элиты общества.
  2. Отвлечь хотя бы часть детей от влияния улицы, приобщив ее не только к работе с источниками информации, но и организовав ее содержательный досуг.
  3. Участвовать своими средствами в социализации личности.
  4. Организовать так необходимое для развития ребенка межличностное неформальное общение.
  5. Содействовать школе в образовании и воспитании детей; сформировать устойчивую потребность в чтении как основе непрерывного образования и самообразования.
  6. Вести необходимую коррекционную работу с детьми, имеющими социальные и психические отклонения с помощью средств литературы, искусства, специальных библиотечно-информационных компьютерных программ.

Выполнить все эти задачи детская библиотека может только при наличии качественного фонда документов и новейших носителей информации.
Очень важно научить детей пользованию различными источниками информации, а для этого в библиотеке должны быть созданы все необходимые условия: фонд – грамотный библиотекарь-педагог – современная техническая база и грамотный менеджмент, отвечающий требованиям сегодняшнего дня.

Библиотечное обслуживание детей в России осуществляют библиотеки двух ведомств – образования и культуры. До начала перестройки помогали им в этом профсоюзные библиотеки, которые затем практически полностью исчезли. Сеть школьных библиотек – самая большая в стране, в 1993 году их было 67,0 тыс., в 2003 году – 63,0 тыс. Основная цель этих библиотек – обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе. Однако за десятилетия состояние финансирования школьных библиотек резко ухудшилось, практически они в настоящее время получают только учебно-методическую литературу, и то в недостаточных количествах. Дефицит даже программной литературы приводит к тому, что школьники вынуждены все больше обращаться в другие библиотеки в поисках необходимой для получения образования литературы. Аналогичная ситуация долгое время наблюдалась и в библиотеках высших учебных заведений.

В 1993 году в ведении отрасли культуры находилось 51,1 тыс. библиотек, в 2003 году их количество уменьшилось на 2,3 тыс. и составило 48,8 тыс. Причем большая часть муниципальных библиотек находится на селе – 37,6 тыс. (в 1993 г. – 40,5 тыс.), где они во многих регионах являются единственным бесплатным очагом культуры. Наиболее активные пользователи сельских библиотек – дети и юношество (40-60% от общего количества читателей).

В 1993 году в общедоступные библиотеки было записано 18969,8 тыс. читателей-детей, что составляло 54% от всего детского населения и 35,4% от совокупного количества пользователей. В 2003 году, несмотря на огромный спад численности детей в общей структуре населения, количество читателей уменьшилось очень не намного – 18260,3 тыс., а вот процент охвата детского населения вырос до 78%. Таким образом, миф о невостребованности библиотек, раздуваемый средствами массовой информации, успешно опровергается.
На первый план выходит изучение проблемы их правового, экономического и социального положения в системе библиотек области, вопросы координации и кооперации со всеми библиотеками, обслуживающими детей.

Остановимся на состоянии правового поля, в котором находятся детские библиотеки.
Детские библиотеки принято относить к публичным, что, на наш взгляд, является неправильным, поскольку публичные (общедоступные) библиотеки обязаны предоставлять свои услуги всем категориям населения без каких-либо ограничений по полу, возрасту, национальности, вероисповедания и т.д. Детские же библиотеки все свои усилия сосредотачивают на работе именно с детьми до 15-ти лет. Это – их основной пользователь, который имеет все права и преимущества. Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» детские библиотеки отнесены к специализированным библиотекам (Ст. 8, п. 4). Можно сказать, что тем самым они получили юридическое определение своего вида библиотек. Разница между публичной и специализированной достаточно существенная и должна быть отражена во всех документах, регламентирующих деятельность библиотек и учреждений, в которые детские библиотеки входят как структурные подразделения, в первую очередь, ЦБС. Однако этого не происходит. В России на сегодня действует 4,4 тыс. детских библиотек (как видим, по сравнению с прошлым сеть детских библиотек сократилась на 600 с лишним единиц). Самостоятельных детских библиотек, имеющих статус юридического лица, совсем немного – чуть более 120 библиотек. Это – Российская государственная детская библиотека федерального подчинения и 78 республиканских, краевых, областных детских библиотек, 10 центральных городских детских библиотек ранее закрытых городов, остальные представляют специализированные централизованные детские библиотечные системы в городах России (24 ЦСДБ со средним количеством филиалов от 5 до 10). Остальные же детские библиотеки входят в централизованные библиотечные системы городского и районного уровня. Они не имеют статуса самостоятельной библиотеки, являясь, по сути, филиалами центральных библиотек. Во время проведения централизации в 70-ые годы прошлого столетия всем ЦБС рекомендовалось, наряду с центральной библиотекой для взрослых, иметь в структуре ЦБС и центральную детскую библиотеку. Большая часть детских библиотек собственно библиотеками не являются. Они – структурные подразделения централизованных библиотечных систем, то есть не имеют практически никакой свободы в определении политики комплектования, контроля за поступлением ресурсов и целиком зависят от уровня понимания директором системы проблем детства. Как правило, они не обладают современной, столь притягательной для детей техникой, большая часть поступающей новой детской литературы оседает в фондах центральной взрослой библиотеки, то есть, по существу, они обречены на вымирание как специализированные филиалы и отделы, целенаправленно оказывающие услуги по развитию детей и приобщению их к чтению и информационной культуре. Снижается статус, а значит, и степень возможности защиты прав детей таких структур, как центральные детские библиотеки в составе ЦБС, которые, имея методистов, библиографов, комплектаторов, могли оказывать квалифицированную помощь библиотекам, обслуживающим детей – школьным, сельским и т.д. Во многих ЦБС сокращают должности заместителя директора ЦБС по работе с детьми, что приводит к утрате координации библиотечного обслуживания детей в системе, ос-ложняет обеспечение прав детей на специализированное обслуживание, а главное, к отсутствию возможности на достаточно высоком уровне влиять на отношение к детям-читателям, в то время, как, к сожалению, во всем мире «дети как читатели библиотек имеют низкий социальный статус, и поэтому многие представители властей и директора библиотек без должного уваже-ния относятся к их библиотечному обслуживанию» (См.: 21, с. 55.).
В 2002 году проблемы чтения и библиотечного обслуживания детей стали предметом обсуждения на самом высоком уровне: на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (март), совместной коллегии министерств по делам печати, культуры и образования (июнь), парламентских слушаний Совета Федерации РФ (29 ноября 2002 г. № 3 10-29/1145). В 2003 году вопрос о месте детских и юношеских библиотек в становлении гражданского общества России рассматривался на совещании при Полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе.

В решениях всех этих совещаний содержались рекомендации по сохранению, укреплению и дальнейшему развитию сети детских и юношеских библиотек. Однако все эти рекомендации не только не выполняются, но, наоборот, процесс уничтожения самостоятельных детских и юношеских библиотек усилился, особенно с подготовкой регионов к введению в действие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.).
Это тем более странно, что библиотеки, в том числе и детские, как никакие другие учреждения культуры, более или менее выдержали достаточно тяжелые времена перестройки, особенно 1994-1999 годы, когда финансировалась, да и то нерегулярно, только заработная плата. Теперь же, во времена относительной стабильности, возникла серьезная угроза исчезновения детских и юношеских библиотек. Мы считаем, что это прямое нарушение прав детей на специализированное библиотечное обслуживание, зафиксированное в статье 8 Федерального закона «О библиотечном деле», на особое внимание со стороны общества и государства, провозглашенное и во Всемирной конвенции о правах человека, и в Конвенции ООН о правах детей, и в Федеральном законе РФ «О защите прав детей в России». Такая непродуманная политика в отношении детей может привести к полному их отчуждению от чтения, нарушению основ культурного развития и умения осмысленно организовывать свой досуг. К чему это может привести, наглядно показано в статье «Необъявленная война: дети мстят за экономию на них» (См.: 11, С.38-41). Недаром кто-то из мыслителей прошлого говорил о том, что, закрывая сегодня библиотеки, завтра мы будем вынуждены строить новые тюрьмы.

Существование детских библиотек будет зависеть, конечно, от решений глав администрации муниципальных образований, позиции губернаторов и органов исполнительной власти на местах. Будет ли передел собственности, в том числе и учреждений культуры, на каких принципах будет строиться взаимодействие субъекта РФ с муниципальными образованиями района и сельских поселений, – все это вопросы к общей организации внедрения ФЗ № 131. Для нас важно не потерять статус центральных детских библиотек, потому, что именно они в соответствии с федеральным законом «О библиотечном деле» являются не только наиболее крупными хранилищами документов для детей и подростков, но, главное, осуществляют методическую помощь всем библиотекам, обслуживающим детей – школьным, сельским, публичным. А это, по мысли законодателей, главная миссия библиотек районного уровня и межмуниципальных объединений. Исходя из вышеизложенного, предлагаются к рассмотрению три модели организации библиотечного обслуживания детей.

1. Обслуживание детей в централизованных библиотечных системах (межмуниципальных библиотечных объединениях).

Практически модель повторяет сложившееся положение вещей. Детские библиотеки входят в качестве структурных подразделений в смешанные централизованные библиотечные системы (далее – ЦБС). Однако новизна заключается в том, что при пересмотре регламентирующих и нормативных документов предусматривается обязательное отражение интересов и прав особых групп населения – детей, юношества, инвалидов. Поскольку все ЦБС или межмуниципальные библиотечные объединения (далее – МБО) при реорганизации должны получить статус юридического лица, то в Уставах и Правилах пользования прописываются нормы и нормативы библиотечного обслуживания детей, учитывается, что детские библиотеки являются специализированными (а не публичными) универсальными библиотеками, основные пользователи которых – дети и подростки до 15 лет.
Центральные детские библиотеки сохраняются как библиотеки-филиалы ЦБС с правами и обязанностями согласно ст. 20 Федерального закона РФ «О библиотечном деле». Причем библиотеки, находящиеся в районах, заключают договора, утверждаемые руководством органов управления культурой или директором ЦБС, на централизованное комплектование, обработку документов, оказание методической помощи, информатизацию филиалов или самостоятельных библиотек (если будет допущена децентрализация).

Статус центральной библиотеки-филиала крайне важен, поскольку согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ: «Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства». Дети имеют право на свою территорию, – так записано в «Руководстве для публичных библиотек, подготовленных ИФЛА» (См.: 21, с. 53). В настоящее время, когда при переделе собственности, помещения и земля – предметы купли-продажи, очень важно защитить это неотъемлемое право детства. Необходимо финансирование центральной детской библиотеки в смете ЦБС выделять в статьях для того, чтобы процесс финансирования был прозрачным.
В структуре ЦБС (МБО), в которых нет центральных детских библиотек, необходимо сохранить (или ввести) должность заместителя директора по работе с детьми.


2. Самостоятельные центральные детские библиотеки

Прерогатива наделения статусом центральной самостоятельной библиотеки принадлежит местным властям. Как правило, руководители всех уровней слабо представляют себе роль и цели центральной библиотеки в организации библиотечного обслуживания. Дети также чаще всего находятся на периферии управленческого сознания. Поэтому вариант предоставления центральным детским библиотекам статуса самостоятельного юридического лица достаточно фантастичен, хотя с точки зрения экономической он вполне оправдан, поскольку каких-то больших вложений не потребует, зато библиотека получит возможность не только более эффективно использовать выделяемые средства целенаправленно на улучшение обслуживания детей, но и сможет сама привлекать внебюджетные средства. В тех районах и городах, где количество детских библиотек-филиалов более пяти единиц, может быть образована самостоятельная детская централизованная система. Как показывает практика действия таких систем в других регионах России, они достигают больших результатов в создании комфортной среды развития детства.


3. Создание единой системы детских и школьных библиотек

В 80-90-ые годы прошлого столетия в библиотековедении разрабатывалась идея территориального библиотечного объединения (проф. Н.С. Карташов). Были проведены эксперименты в ряде регионов страны, но должного развития при существовавшей системе управления идея не получила. В связи с внедрением закона о местном самоуправлении идея создания таких объединений становится более актуальной. Финансирование сосредотачивается в руках муниципальных властей. Оно недостаточное для поддержания всех сторон жизнедеятельности населения, поэтому проблема ликвидации дублирования функций отдельных учреждений становится очень острой. Детские и школьные библиотеки работают с детьми. Разница в том, что детские библиотеки, наряду со школьниками, активно работают с малышами, а школьные библиотеки – с учащимися не только младших и средних классов, но и старшеклассниками, но основной их контингент – школьники. Согласно Положению о школьной библиотеке она должна формировать фонд во многом схожий с профилем фонда детской библиотеки. Но главная задача школьной библиотеки, учебной, по своей сути, обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе. Как уже говорилось выше, школьная администрация, как правило, выделяет деньги только на учебную литературу, а задания ученикам даются на самые разные темы, намного превышающие информационные возможности учебников, и дети обращаются в детские библиотеки. Не хватает в школьных библиотеках и программной литературы. Задачи детской библиотеки шире, чем у школьной, и несколько другие – обеспечение свободного чтения и проведения досуга, наполненного информационным содержанием, однако на практике она вынуждена работать не только в помощь школе, но нередко за нее.
Министерство образования во все времена очень тяжело шло на какие-либо контакты с министерством культуры, но, тем не менее, в некоторых регионах были опыты объединения детских и школьных библиотек. Наиболее успешны эти попытки оказались там, где это объединение проходило на базе детских и сельских библиотек, более сильных в кадровом и в материально-техническом плане. Особенно плодотворно работают такие объединенные системы в п. Гюлькевичи Краснодарского края и в г. Озерск Челябинской области.

Основанием для такого объединения служат договора между органами управления культурой и образования и решение Главы администрации.
Согласно договору между органом управления образованием и Центральной системой детских и школьных библиотек г. Озерска, например, образование формирует для ЦСДШБ социальный заказ и финансирует отдельные направления деятельности; получает от ЦСДШБ необходимую информацию о фонде учебников, ведет анализ обеспеченности учебниками учащихся 1-11 классов, формирует сводный заказ школ на учебники, своевременно заключает договор и оплачивает заказ книготорговым или иным организациям, в соответствии с договором. Ежегодно передает закупленные и распределенные по школам учебники на баланс ЦСДШБ для дальнейшего учета в электронном каталоге “Школьные учебники” и использования их в школьных библиотеках (выдача во временное пользование).
ЦСДШБ в рамках взаимодействия принимает на себя следующие обязательства:

  • За счет собственных средств формировать библиотечный фонд школьной библиотеки (энциклопедическими, справочными изданиями в печатной и электронной форме, а также художественной, научно-популярной и др. литературой с учетом учебно-воспитательных задач школы).
  • Обеспечивать сохранность переданного на баланс ЦСДШБ фонда учебников.
  • Предоставлять органу управления образованием информацию о наличии учебников по данным электронного каталога “Школьные учебники”.
  • Обеспечивать информационную поддержку школьным библиотекарям в процессе работы по заказу учебников.
  • Организовывать выдачу учебников во временное пользование учащимся школ.
  • В пределах бюджетных средств оформлять подписку на периодические издания для детей и педагогов.
  • Осуществлять библиотечно-библиографическое и справочно-информационное обслуживание учащихся и педагогов школ, учреждений дополнительного образования во всех подразделениях ЦСДШБ.
  • Обеспечивать внутрисистемный книгообмен, доставку книг из единого библиотечного фонда во временное пользование школьным библиотекам.
  • В рамках социального заказа органа управления образованием:

    • Осуществлять поддержку детского литературного творчества, научной деятельности учащихся, проводить конкурсы и др. мероприятия.
    • Вести просветительскую работу с учащимися по заказанным программам органа управления образованием и отдельных школ.
    • Обучать учащихся 1-9 классов по программе дополнительного образования “Основы информационной культуры”.
  • Обеспечивать школьные библиотеки квалифицированными кадрами, их непрерывное послевузовское образование, способствовать повышению профессионального мастерства.

Многолетний опыт работы этой системы показал очень высокий уровень организации библиотечного обслуживания детей города, привлекательность для школьников, учителей и родителей, сближение основных источников получения необходимой информации и документов и для учебы, и для досуга. Вся система оснащена современными компьютерами, все филиалы, включая школьные, связаны в одну сеть, действует удаленный доступ к информации.(УставЦСДШБ и Договор)
Опыт объединения сельских и школьных библиотек не имеет столь положительного результата, особенно там, где оно проходило на базе школы. В этом случае сельская библиотека почти полностью переходила в разряд школьной, и многие жители села оказывались лишенными возможности пользоваться ею в удобное для них время. Сама же по себе идея, особенно для небольших сел и деревень, достаточно плодотворна при условии укрепления сельских библиотек и в материальном, и в кадровом отношении.
Таковы некоторые возможные модели организации библиотечного обслуживания детей и управления библиотечным комплексом в условиях разделения полномочий властей в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Неплохим инструментом сохранения и развития детских библиотек может стать Концепция библиотечного обслуживания детей как составная часть общего документа по оптимизации библиотечного дела региона. На уровне России такая концепция разработана Российской государственной детской библиотекой. Она рекомендована к применению и адаптации к условиям регионов Министерством культуры РФ в 2001 году. В ряде областей России, например, в Ставропольском крае, также имеются подобные документы. Механизмы внедрения Концепции найдут отражение в Программах развития библиотечного обслуживания населения на определенный, достаточно долгосрочный период – пять-десять лет. России обязательно нужна Программа информатизации детских библиотек. В основных направлениях развития библиотечного дела России на 2005-2010 гг., принятых Правительством РФ в сентябре 2005 года, информатизация в числе главных приоритетов. Суть информатизации не в количестве компьютеров, а в наличии локальных, региональных сетей, в обеспечении пользователей дистанционным доступом к фондам любых библиотек региона и России. Будущее библиотек именно в этом. Физическое присутствие пользователей в библиотеке необходимо и важно, особенно для детей, но в целях непрерывного самообразования, получения высшего образования, расширения информационного кругозора сейчас и в ближайшем будущем необходимо расширение информационных возможностей библиотек. Особенно восприимчивы к техническим новшествам дети, и перед детскими библиотеками стоит важная задача их обучения рациональному пользованию достижениями Интернета и компьютерных технологий, разумному соотношению чтения литературы и получения необходимой информации. Поэтому информатизация детских библиотек должна иметь свои приоритеты в общей программе.

Но, главное, конечно, сохранить детские библиотеки как уникальное явление библиотечной жизни страны, опыт работы которых сейчас подхватывают и внедряют в своих странах библиотекари Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Хотим мы этого, или нет, но наступили времена серьезных перемен, и детским библиотекарям пора всерьез задуматься о том, как стать открытыми для общества, что делать для того, чтобы стать незаменимыми. Сохранятся и будут успешно развиваться только те детские библиотеки, которые вписались в современную жизнь общества и государства и готовы к новому.
Совершенно прав президент фонда “Прагматика культуры”, руководитель кафедры ГУ-ВШЭ Александр Долгин: «Библиотека работает на потребителя, и хотелось бы, чтобы она знала новые формы работы с потребителем. Хорошо, когда она не просто хранит в себе некоторый информационный массив и выдает его бесплатно, а обеспечивает сервис по доступу к нужной информации. Вот основная задача, и она сегодня во всем мире решается, а уж инструментарий для этого развивается семимильными шагами. То есть в библиотечной сфере нужна полная трансформация. Она, может быть, сделает ее в десять раз эффективнее и в пять раз дешевле, чем сейчас. Но в эту трансформацию надо инвестировать, и нужно поставить этот институт в такое силовое поле, в котором возникнут лидеры этих процессов, способные их начать, провести и завершить. (Культурная политика: каким должно быть государство: Интервью с Александром Долгиным 14.10.05. Беседовал Виталий Лейбин – Электронный доступ. Режим доступа-http://www.polit.ru/culture/2005/10/10/dolg.html).

Литература

Официальные материалы

  1. Федеральный закон от 06.10.03. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 января 2008 года)
  2. Федеральный закон от 22.08.04. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утративших силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 г.).
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».( (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ) // “Российская газета”, 1998. –N 147. – 05.08.
  4. «О рекомендациях по обеспечению деятельности органов управления культуры муниципального образования в связи с вступлением в силу с 1 января 2006 года Федерального закона от 06.10.03. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Письмо Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.03.05 № 4-01-16/05 // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 5-6. – С. 100-103.
  5. Бойкова О. Библиотеки и местное самоуправление // Библиотечное дело. – 2005. – №5 – С.19-23.
  6. Бойкова О.Ф. Законодательство о местном самоуправлении и библиотечное обслуживание населения муниципальных образований // Библиотека в эпоху перемен: Дайджест. – Режим доступа: : http://www.lidrary.ru /l/kb/books/adm_reform/php /Межрегиональная ассоциация деловых библиотек, ЦБС «Киевская» – 16 с.
  7. Бубекина Н. С реформой… выплеснули и ребенка. К вопросу об объединении детских и юношеских библиотек. // Библиотечное дело. – 2005. – №5. – С. 24-26; № 6. – С. 10-11.
  8. Ганзикова Г. «Последняя баррикада». Как и где учить детских библиотекарей? // Библиотечное дело. – 2005. – № 5. – С.31-34.
  9. Горушкина С.Н. Обеспечение деятельности централизованной библиотечной системы в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (Электронный доступ) // Библиотека в эпоху перемен: Дайджест. – Режим доступа: http://www.lidrary.ru /l/kb/books/adm_reform/php /Межрегиональная ассоциация деловых библиотек, ЦБС «Киевская» «». – 15 с.
  10. Жадько Н., Чуркина М. «Раз» пишем, «два» – в уме // Библиотечное дело. – 2004. – № 10. – С.11.
  11. Жадько Н., Чуркина М. Оптимизация – разрушать или упорядочивать? // Библиотечное дело. – 2004. – № 11. – С.20-21.
  12. Живи и знай: Белая книга детства и образования в России. – М.: МИРОС, 1995. – С.38-41)
  13. Ивлиева Т., Смолина Е. Книги… напрокат? // Библиотечное дело. – 2005. – № 6. – С. 18-20.
  14. Игнатьева Е.Л. Перспективы развития сферы культуры в контексте реформ. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 12. – С. 13-20.
  15. Карасев В.И. Государственная политика в сфере культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 11. – С. 5-14.
  16. Королев А.В. Эффективность реструктуризации сферы культуры. Аргументы «за» и «против» предстоящих изменений в отрасли // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 8. – С. 82-85.
  17. Куликова Л. Как пройти реформы с наименьшими потерями // Библиотечное дело. – 2005. – № 3. – С.12-14.
  18. Манилова Т.Л. Публичные библиотеки на пороге административных реформ // Библиотечное дело. – 2005. – № 6. – С.4-7.
  19. Методические рекомендации по реорганизации сети муниципальных библиотек в соответствии с требованиями «Модельного стандарта муниципальной библиотеки Пермской области»: Сост. И.В. Бабченко, Л.С. Ведерникова. – Пермь, 2004. – 68 с.
  20. Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (Рабочие материалы в помощь руководителям библиотек). Сост.: Куликова Л.В./ РБА, РНБ. – СПб, 2005. – 96 с.
  21. Основные направления и приоритеты государственной библиотечной политики // Библиотечное дело. – 2005. – № 6. – С. 7-9.
  22. Рекомендации органам местного самоуправления по вопросам организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003. № 131-ФЗ на территории Ставропольского края: Письмо Министерства культуры Ставропольского края. – 2005. – 3 с.
  23. Руководство для публичных библиотек, подготовленные Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений – М.,1995. – С.55.
  24. Смолина Е. Вниз по лестнице, ведущей вверх. Размышления о пользе реформы // Библиотечное дело. – 2005. – № 3. – С.15-16.
  25. Тищенко М. Реорганизация ЦБС. Проблемы и перспективы // Библиотечное дело. – 2005. – № 3. – С.8-11.
  26. Чудинова В. Функциональная неграмотность – проблема развитых стран// Библиотека – 1994 – № 1. – С. 4-7.
  27. Якутова М. Dura lex – sed lex! Экспертное заключение юриста. – Библиотечное дело. – 2004. – № 10. – С.2-10.

Независимый библиотечный адвокат. – 2005. – № 5. – С. 22-33. – Библиогр.

Бубекина Н.В., главный библиотекарь
Российской государственной
детской библиотеки


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.