16 и 17 сентября в Рязанской областной детской библиотеке состоялась встреча с представителями «Книгуру», всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества. В Рязань приехали литературный критик Мария Порядина; педагог, эксперт «Книгуру» и автор-победитель Ирина Лукьянова; а также еще один финалист - путешественник и писатель Евгений Рудашевский.
В пятницу гости провели круглый стол для библиотечных специалистов, а затем побеседовали с девятиклассниками из школы № 22. А 17 сентября презентация «Книгуру» прошла в Рязанском технологическом колледже.
«Книгуру» учрежден в 2010 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, а также Некоммерческим партнерством «Центр поддержки отечественной словесности». В нем принимают участие авторы из России и еще полутора десятка стран, а жюри состоит из подростков 10-16 лет. Они читают электронные рукописи на сайте конкурса и участвуют в голосовании.
Мария Порядина: «Для подростков, для людей самостоятельно читающих, но недостаточно взрослых, хороших книг издано очень мало». К тому же, «есть места, где ни книжного магазина, ни детской библиотеки. И даже в региональные центры не доходит новейшая литература. Издательства «ДЕТГИЗ», «Розовый жираф», «Самокат» выпускают книги тиражом в 3 – 5 тысяч экземпляров. А в одной Москве учащихся средней школы – полмиллиона. То есть и в столице 1 книга приходится на 100 человек. Что предложили мы? Произведения из шорт-листа «Книгуру» из года в год пополняют библиотеку на сайте http://kniguru.info/, доступ к собранию рукописей неограниченный, бесплатный. У подростков появляется возможность прочитать наконец что-то достойное».
По признанию Ирины Лукьяновой, в финал проходят «такие рукописи, которые ни на что не похожи, не попадают ни в какие категории». Например, книга Евгения Рудашевского «Здравствуй, брат мой Бзоу!» сочетает повествование об удивительной дружбе дельфина с человеком, отсылки к архаичным культурным образам Абхазии и осмысление трагедий современности (грузино-абхазский конфликт, военные действия в Афганистане).
На круглом столе обсуждали, как применить к подростковой литературе Концепцию информационной безопасности детей. Порядина и Лукьянова уверены: «трудные» темы иногда необходимы, чтобы подросток мог заранее рассмотреть какие-то трагичные ситуации глазами вымышленного персонажа. В этом случае ему будет легче «пережить экзистенциальные трудности, с которыми взрослые-то люди уже не сталкиваются».
Еще одна изюминка «Книгуру» - диалоги в комментариях на сайте. Это своеобразная литературная учеба, которая помогает компенсировать недостаток читательского опыта. Ребята общаются и с самими писателями-конкурсантами. Сформировалось целое сообщество читателей, литераторов, единомышленников; сайт проекта в месяц посещают 15 000 человек. Общаясь со школьниками и со студентами Технологического колледжа, Порядина подробно рассказала им, как пройти регистрацию и стать членом детского жюри.
Рязань, Рязанская областная детская библиотека
Автор: Ольга Маслова
Должность: ведущий библиограф