2012-2013 годы объявлены Годом России в Германии и Годом Германии в России. Московская областная государственная детская библиотека подготовила обширную программу мероприятий, которая стартовала 10 мая в Центральной городской библиотеке г. Звенигорода. Встреча была организована отделом международного сотрудничества МОГДБ.
«Круглый стол», посвященный реформе образования в немецкой земле Баден-Вюртемберг, собрал аудиторию библиотекарей, преподавателей и школьников. С докладом о радикальных переменах в системе образования выступил профессор, доктор Михаэль Херманн. Год назад г-н Херманн сменил кафедру в Высшем педагогическом училище г. Вайнгартен на кресло чиновника в министерстве культов, молодежи и спорта земли Баден-Вюртемберг. Он руководит отделом стратегического планирования. Первоочередная задача для нового департамента министерства – кардинально изменить систему школьного и дошкольного образования.
По Конституции Германии, федеральное правительство не имеет права вмешиваться в образовательный процесс, это находится в компетенции земельных правительств. Баден-Вюртемберг – третья по величине и населению земля и первая по наукоемким и высокотехнологичным производствам. Однако острая нехватка специалистов и высококвалифицированных рабочих вынудила власти внимательно исследовать причины дефицита. Исследования сферы образования выявили 4 важных фактора, отрицательно влияющих на «образовательную карьеру» молодежи.
Социальное неравенство: дети из семей с низкими доходами имеют мало шансов для получения высшего образования. Второй важный фактор – дети с ограниченными возможностями могут и должны учиться в обычных школах и быть социализированы в обществе.
Третья причина – дети с трех лет могут получать, при желании родителей, возможность обучения в центрах раннего развития.Четвертый фактор – так называемая система «фронтального обучения», когда учитель, ведет занятия в режиме монолога, безнадежно устарела.
Новая система школьного образования предполагает создание школ нового типа, “интегрированных”. Подобные системы весьма успешно уже действуют в трех федеральных землях. В чем же революционность новой системы? В интегрированной школе не будет классов, отметок и уроков. Занятия по предметам в группах, причем, возможно, что в одной группе могут оказаться дети разных возрастов. Занятия и программы составляются для каждого школьника индивидуально. Например, ребенок, имеющий склонности к математике, будет основной упор делать на занятия математикой в математической группе. Это позволит ему хорошо подготовиться к обучению в высшей школе. Другие предметы он посещает факультативно. Правда, это не избавит его от сдачи государственных экзаменов для получения аттестата.
Основными общими предметами, кроме родного языка, станут спортивные занятия и гражданское образование. Реформа потребует немало вложений – в перестройку школьных зданий, площадь, которых должна увеличиться на 30 процентов; в переобучение преподавателей, кампанию по разъяснению преимуществ новой системы. Правительство земли выделило средства на создание интеграционных школ. В новом учебном году 42 школы начнут обучение по новой системе.
Интересно, что в проекте нового российского закона об образовании, практически все эти новации присутствуют. Выступление профессора Херманна вызвало оживленную дискуссию.