ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЧТЕНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Категория: Мероприятия для читателей
Создано 31.12.2009 16:41


…Деградируют читатели, деградируют писатели. Одни сочиняют бред, другие этот бред, одетый в обложки, приобретают. Литература – заложница низких интересов и пошлых идеек” – подобные оценки с еще большей категоричностью звучали в России и сто лет назад, в начале ХХ века.



Удивительное постоянство: современники писателей, особенно социально неравнодушные люди, редко бывают довольны тем, что предлагается читателю (в первую очередь, массовому). И эта строгость, критичность особенно распространена на литературу для детей и подростков. Общество как бы выставляет заслоны, моральные кордоны для книжных пустоцветов, пошлости, неграмотности.

На прошедшем в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия круглом столе (он проводился в рамках традиционной “Недели детской книги”) главный вопрос для обсуждения был сформулирован так: “Читательская культура молодежи: мифы и реальность”. Исследование этой темы может дать ответ на принципиальные вопросы. Например, в каком направлении развивается читательский интерес молодых и какие идеалы они понесут в свою взрослую жизнь. Что может быть важнее?
Участь господина Гадюкина

Тем, кто забыл или не знает, напомню, что звучную и символическую фамилию Гадюкин носил один из героев повести Аркадия Гайдара о Мальчише-Кибальчише. Воплощением антипода положительного героя в истории выведен Мальчиш-Плохиш с несимпатичной фамилией.

У главных героев повествования практически не было выбора – они оба воплощали определенные социальные идеалы. Мальчиш-Кибальчиш в конце истории погибает (по всем канонам учения о культурном герое). Плохиш Гадюкин, всеми способами отстаивавший идеалы собственничества, доносчик, вызывал у советских детей и подростков чувство негодования.

В списках книг, рекомендуемых для прочтения детям и подросткам, сегодня нет произведений Гайдара. Почему? Один из ответов: сменились социальные идеалы. Но сменились ли основы человеческих отношений? Подобные вопросы и стоят перед всеми, кто сегодня влияет на читательские предпочтения, формирует их.

Выскажу предположение: мотивации господина Гадюкина (допустим, он вырос и стал добропорядочным семьянином и бизнесменом) сегодня многим будут скорее понятны, чем осуждаемы. Юное поколение, которое начало читать романтизированные версии о белогвардейском движении, может выставить и совсем крайние оценки.
Издатели, писатели, и “его величество” TV

Специалист по детскому чтению, заместитель директора ДЮБ РК Светлана Золотова поделилась в ходе большого разговора своими наблюдениями:

- Списки наиболее читаемых книг формируются в результате нескольких слагаемых: интересов издательств, усилий критиков, литературных премий. И добавлю – широкой рекламы телевизионных и кинопостановок литературных произведений. Последнее, заметим, не всегда плохо. Даже слабые экранизации произведений способны всколыхнуть читательский интерес к отечественным и зарубежным авторам.

Надо отдать должное тому, что профессиональные библиотекари, писатели, литературоведы, критики не считают сериалы конкурентоспособной продукцией. Книжная культура была и остается особой частью цивилизации, неотъемлемой частью национального и мирового культурного процесса.

Но, к сожалению, судить о значимости этого процесса для конкретной личности берутся зачастую люди далеко не самые образованные. Один из российских мэров, отвечая на вопрос, можно ли стать успешным человеком не читая, привел в пример …самого себя. “Я никогда не увлекался чтением, но стал успешным руководителем”, – заявил он. Люди, которые посвящают жизнь сохранению и развитию русской культуры, обычно говорят равно обратное.

По мнению известной карельской детской писательницы Надежды Васильевой, которая была одной из ведущих круглого стола и активно делилась своими мыслями о детском чтении и литературе, сегодня нужно обратить внимание на развитие аналитических изданий, подготовку и поддержку критиков, специалистов, которые способны делать качественные обзоры и разборы новых произведений.

-Взвешенное, не ангажированное рецензирование, разговор о проблемах, которые ставит писатель перед юными читателями, и проблемах писательского творчества – таких публикаций очень мало особенно на местном уровне, в местной прессе, – подчеркнула Надежда Васильева. Но все же писательница привела и пример актуальной, содержательной публикации – интервью редактора и поэта Елены Пиетиляйнен с писателем Фазилем Искандером в весеннем номере журнала “Север” за этот год.
Сочинение “в формате”

Стоит “не” поменять на “но” и получится: “Быть знаменитым некрасиво, но это поднимает ввысь…” Бедный Борис Пастернак! А как во все времена не везло Рахметову, Вронскому, Карениной, Лариным и так далее! Сколько появилось вариантов фамилий у всех без исключения классиков… И все благодаря особому жанру под названием “школьное сочинение”.

“Осведомленность в области литературы выпускников школ РК: на материале сочинений в формате ЕГЭ” – признаюсь, с особым интересом слушала выступление на эту тему преподавателя кафедры русского языке Карельского государственного педагогического университета Елены Пилипенко. Искажение имен и фамилий, непонимание жанровых особенностей – эти слабости присущи всем поколениям школяров. А как сегодня выпускники школ справляются с задачей сформулировать оценочные суждения, мотивации предпочтений?

Во многих сочинениях (в формате ЕГЭ) выпускники школ в прошлом году как пример успешной личности приводили…Диму Билана. Наравне с… Сергеем Есениным. Причем Дима Билан, как отметили исследователи, фигурировал чуть ли не в каждом втором сочинении. Есть о чем поразмышлять в первую очередь реформаторам образования, стойким борцам за “честные” баллы. А также и специалистам по продвижению чтения, сотрудникам библиотечных систем.

Человеку в любом возрасте нужны идеалы, в молодости появляется особенная потребность – в кумирах. Благо, если человеку повезло, и он с младых ногтей знает об Абсолютах религии. В частности, о завете кумиры не сотворять. Но наши дети, – за редким исключением, – заложники светского общества, светского образования.

Каким же виртуозом должен быть преподаватель литературы, чтоб весть разговор о творчестве Толстого, Достоевского, Лескова, не углубляясь в суть их религиозных исканий! Лет десять-пятнадцать назад были некоторые надежды, что школьные программы все-таки будут насыщаться гуманитарным, культурологическим содержанием. “Формат ЕГЭ”, увы, отодвинул эти надежды.

- В части “С” единого государственного экзамена по русскому языку школьнику предлагается написать текст, аргументируя собственное мнение по проблемам, которые поднимает какой-либо писатель. Как правило, предлагаются тексты, касающиеся нравственных проблем, – рассказывала Елена Пилипенко. – Школьник может показать уровень собственных знаний, обратиться к своим жизненным впечатлениям, основываться на своем читательском опыте. Единицы строят свою аргументацию на читательском опыте!

Аргументация у большинства авторов экзаменационных работ выстраивается не как последовательное рассуждение, изложение принципов, а по ассоциации, что есть свидетельство (увы) малообразованности, узкого круга культурных интересов и запросов.

Но при всем выше сказанном некоторые авторы школьных сочинений пытаются и сами формулировать проблемы и рассуждать. Среди тем, которые волнуют выпускников школ, – роль Интернета в жизни современного человека, истинные знания и “компьютерная образованность”, чтение, литература и формирование личности. Согласитесь, вопросы важные для всех, кто вступает в жизнь.
Модно и классично

Заведующая отделом чтения ДЮБ РК Татьяна Кулешова и ее коллеги подготовили для участников круглого стола выборки наиболее характерных оценочных высказываний молодежи о книгах, чтении, месте книг в их жизни. Характерный максимализм многих цитат, взятых с форумов в Интернете, не заслоняет главного – равнодушных нет. Более того, мне думается, подростки и молодежь стремятся понять для себя, в своих измерениях, чем для них может стать книжный мир, какими могут стать их отношения с литературой.

И в этом смысле характерны выступления на круглом столе студенток филологического отделения Петрозаводского госуниверситета Анастасии Волощук и Александры Никулиной, а также Елены Кузиной, библиотекаря Петрозаводского автодорожного колледжа.

Настя рассказала о том, что среди ее друзей постоянно ходят по рукам “модные” книги.
- Часто об интересной книге я узнаю от кого-либо из друзей,- говорит девушка. – Начинаем читать по очереди, обсуждаем прочитанное, спорим. “Модные” книги не всегда из числа тех, которые только-только появились в магазинах или в библиотеках. “Модной” может стать и книга классика. Например, кто-то из друзей прочитал, интересно рассказал, сразу хочется прочитать мне и другим друзьям. Иногда о классических произведениях мы спорим больше, чем о современных.

По наблюдениям Елены Кузиной, студентам технического колледжа не хватает гуманитарной составляющей в образовании, особенно на старших курсах.

- У многих ребят есть тяга к книге, художественному слову. В недавние времена у нас проходило много встреч с писателями, интересными людьми. Сейчас подобной практики стало меньше. В библиотеке колледжа в основном учебная, техническая литература, но мы стараемся удовлетворять запросы и на художественную, классическую литературу. Заключили договоры с ДЮБ РК и Национальной библиотекой РК, поэтому студенты могут делать заявки, пользоваться фондами республиканских библиотек.

Так сложилась история отечественной и мировой культуры, что именно литература является носителем высокого духа, лучших идей просвещения, человечности, надежд на будущее. Возвращение к классике неизбежно – к такому выводу пришли участники круглого стола.
Рейтинги и правда жизни

Нельзя принимать на веру перечни “читательских предпочтений”, которые можно увидеть на сайтах Интернет-магазинов и даже в специальной литературе. Как правило, это списки лидеров продаж, коими они стали в результате хорошего маркетинга.

“Читательские предпочтения” – иное понятие. Оно связано со многими составляющими, в том числе с проблемой читательских потребностей. И тут все исследователи едины – потребности молодежной читающей аудитории намного шире, чем предложения рынка.

Приведу два примера. В петрозаводских книжных магазинах не купить книгу Анатолия Гордиенко “Гибель дивизии”, нет ее и в списках “книжных рейтингов”. Но именно за ней буквально охотятся молодые карельские читатели, особенно юноши.

Нет в списках “особо востребованных” романа-хроники карельского писателя Виталия Морозова “Так и было”. Но это произведение – настоящий вклад в русскую литературу, читают его, передавая из рук в руки, строгие ценители слова.

А в списках “книжного рейтинга” который месяц чуть меняются местами: Акунин, Вишневский, Глуховский, Гришковец, Прилепин, Коэльо… Одна из раскрученных книжек иностранной писательницы (тоже из числа “рейтинговых”) рассказывает о драматичной любовной истории, которая передается через письма любящего человека.
Оставим в стороне вопросы качества перевода. Те, кто хоть немного знаком с историей литературы, сразу вспомнят другую историю о любви в письмах – новеллу Анри Барбюса “Нежность”. Увы, попытка превзойти классика у современной писательницы не удалась. С одним из молодых любителей чтения мы обсуждали эту ситуацию. Мне было интересно, какой автор захватил его больше, кому он отдаст предпочтение? Юноша сделал свои выводы:

-Сейчас считается, что книги писать могут все. Но настоящих писателей в прошлом было мало и сейчас немного. Я хотел бы доверять людям, которые советуют что-либо прочитать. Приходишь в книжный магазин – глаза разбегаются, продавцы о любой книжке говорят как о стоящей. Но ведь всего не перечитать. Надо выбирать лучшее. О Барбюсе я вообще не слышал раньше. Но когда прочитал его новеллы и рассказы, то понял, что зря его забыли…

В такой ситуации именно библиотечная сеть выполняет особую роль. Директор Детско-юношеской библиотеки РК Валерия Сакина считает:

<

p>-Мы понимаем, сколь ответственна миссия библиотек для детей и юношества. Мы видим огромное поле работы. Если бы мы смогли привить настоящую любовь к чтению с детства, то как бы окрепли люди, семьи, наша страна! Мне довелось познакомиться с системой работы библиотек в Финляндии. Это серьезный национальный проект, с соответствующим вниманием со стороны общества, властей, с соответствующим финансированием. Финны хотят стать читающей, грамотной нацией. У нас тоже есть потенциалы для того, чтоб повышать читательскую культуру молодежи, продвигать чтение. Нам нужно знать разные мнения о нашей работе, нужно развивать сотрудничество. Библиотеки открыты для читателей и друзей всех возрастов.

Людмила Мишина, ДЮБ
Республики Карелия