У каждого из нас в жизни были моменты, когда нужно было сделать какой-то шаг. Не просто принять решение, а именно осуществить его самому. Ведь вся наша жизнь – череда шагов. Самый первый маленький и неуверенный шажок в младенческом возрасте без чьей-либо руки, шаг во взрослую жизнь со школьного двора, волнующие шаги к алтарю… Много лет назад великий китайский мудрец Лао-Цзы сказал: «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага».
Еще один известнейший китайский философ Конфуций говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Однако современные реалии таковы, что каждый третий школьник в возрасте от 10 до 16 лет понятия не имеет, какую профессию он хотел бы приобрести, какому делу хотел бы посвятить всю свою жизнь. Вопрос самоопределения в профессии приобретает огромную актуальность еще и по причине введения Единого государственного экзамена, поскольку теперь школьник должен заранее выбрать предметы для подготовки и сдачи экзаменов, по результатам которых он и будет поступать в учебное заведение. Следовательно, чем раньше школьник изберет желаемую профессию, тем более расширенной и углубленной будет его подготовка, и тем более успешно он сможет реализовать себя в будущем.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что проблема профориентации школьников является необычайно актуальной. Избрав для себя профессию, подростку необходимо тщательно подготовиться, определится с выбором учебного заведения соответствующего профиля, ознакомиться с большим количеством предлагаемого информационного материала по профессиональному ориентированию. Замечательно, если у ребенка есть возможность посоветоваться с родителями, поскольку в таком важном деле, как выбор профессии, поддержка близких играет немаловажную роль. Но, к сожалению, институт семьи в России в последние десятилетия претерпел большие изменения, и приходится признать, что зачастую уровень доверия и поддержки между родными людьми не так высок, как раньше.
Поэтому, библиотекарь Центральной детской библиотеки Дальнегорского городского округа А.А. Аниканова решила ввести в свою работу специальный профориентационный проект под названием «Карьерный навигатор». Целью проекта было обозначено следующее: используя комплексный подход, дать представление о концепциях разнообразных профессий, создать для каждого ребенка условия для формирования ясного и четкого представления о том, какую специализацию избрать в будущем. Вообще, способствовать профессиональному и профильному ориентированию детей – так или иначе, одна из задач любого учреждения, работающего с детьми. Однако специалисты Центральной детской библиотеки продвинулись дальше, стремясь развить и дополнить понятие учеников о профессиях, дать перечень необходимых для каждой из них личных качеств – они решили показать практическую реализацию профессиональных навыков. Для этого были проведены беседы и экскурсии с представителями различных профессий Дальнегорского городского округа. Естественно, для этого понадобилось налаживать контакты и связи с людьми, работающими в других бюджетных и частных организациях города. Проект такого типа реализуется первый раз, поэтому, к сожалению, удалось не все, что было запланировано. Не все представители различных профессий располагали достаточным количеством свободного времени, школьный график ребят тоже нельзя было исключить. Вообще, во всех встречах и экскурсиях, библиотекарь проводила краткий обзор специальности, потом начинала беседу с представителем профессии, а учащиеся, тем временем, уже могли определиться с тем, что им хочется узнать, и задать интересующие их вопросы. Конечно, главным образом ребята интересовались, где обучают профессии соответствующего профиля и как в это учебное заведение поступить, что считается главным в работе, эквивалентна ли зарплата выполняемым обязанностям и потенциальному риску, и т.д.
В первую очередь, хотелось бы сказать о встрече с фельдшером Дальнегорской Центральной городской больницы А. Хоменко. Это была первая проведенная в рамках проекта беседа, поэтому сначала ребята стеснялись задавать вопросы. Впрочем, Андрей Андреевич весьма развернуто рассказал о своей работе, о том, как проходит рабочий день на фельдшерском пункте, какие могут возникнуть проблемы в общении с людьми, что он считает положительным и отрицательным в профессии – в общем, о всем том, что действительно важно и нужно знать, избирая для себя такую жизненную стезю. Но это еще не все. Андрей Андреевич показал ребятам настоящий фельдшерский чемоданчик, объяснил принципы нескольких медицинских манипуляций. И, надо сказать, ребята нашли им практическое применение − на последующем школьном конкурсе по спортивному ориентированию мастерски «реанимировали пострадавшего», чем заслужили похвалу инструкторов.
Следующей интересной встречей стал круглый стол с представителями МО МВД РФ «Дальнегорский». Надо сказать, что после реорганизации данного ведомства престиж профессии полицейского существенно повысился, поэтому в каждом классе сейчас находится немало ребят, которые хотели бы посвятить свою жизнь охране правопорядка. Поэтому, в рамках проведения работы по популяризации службы в органах внутренних дел, Центральную детскую библиотеку посетили помощник начальника отделения по работе с личным составом Е. Сёмин и старший участковый уполномоченный полиции А. Полекаренко. Стражи порядка подробно рассказали ребятам о такой непростой, но важной и нужной профессии, о главных ее аспектах, о том, что движущая силой в ней должно быть, в первую очередь, патриотическое чувство. А затем, последовала интереснейшая практическая часть мероприятия. Ребята смогли примерить настоящую защитную амуницию, посмотреть в прицел снайперской винтовки, собрать и разобрать легендарные пистолет Макарова и автомат Калашникова. В завершении мероприятия, полицейские подробно описали алгоритм действий тех, кто хочет избрать для себя эту специальность, и пожелали школьникам найти профессию по душе.
Самой, пожалуй, нестандартной «вехой» проекта стала выходная экскурсия в телерадиокомпанию «Дальнегорск-Новости» в рамках беседы «Журналист. Писатель. Сценарист». Ребята получили уникальную возможность не просто познакомиться с профессией, а полностью окунуться в рабочий процесс, познакомиться с теми участниками коллектива, которые, в отличие от ведущих и корреспондентов, обычно находятся «в тени», самим принять участие в съемках. Сначала библиотекарь А. Аниканова провела небольшую беседу у книжной выставки, задала ребятам несколько вопросов о профессии журналиста, в том числе, из области истории и политики. После слово взяла корреспондент ТРК «Дальнегорск-Новости» А. Анисимова. Анна Сергеевна подробно рассказала о том, как на телестудии организован рабочий день, какие функции выполняют все участники съемочного процесса. Затем, школьники прошли в помещения студии, в которых непосредственно и происходят съемки и монтаж программ для последующего показа их широкой аудитории. Редактор, оператор, ведущий, видеоинженер и даже рекламный агент – со всеми ребята смогли поговорить и задать интересующие их вопросы. И конечно, самой приятной для подростков частью экскурсии стала возможность самим принять участие в создании передачи, посидеть в кресле телеведущего, попробовать прочесть закадровый текст, сняться в телевизионном сюжете. Интересной особенностью мероприятия стал показ русской газеты 1918 года, поскольку ребята смогли проследить, как профессия журналиста изменилась за последние сто лет.
В заключении проекта, было проведено итоговое мероприятие «Сто дорог, одна – твоя» с интересными фактами, игрой, викториной. Библиотекарь с ребятами подробно разобрали профессии разных направлений, осветили психологические аспекты работоспособности и успешности, вспомнили о встречах со специалистами. Все действия, осуществленные в рамках проекта «Карьерный навигатор», позволили куратору проекта А. Аникановой сделать вывод: проект оказался весьма нужным и успешным. Учащиеся расширили и дополнили свои представления о профессиях, смогли лучше разобраться в себе и понять, какую профессию им, исходя из личных качеств, лучше всего избрать, на практике увидели основные аспекты той или иной специальности. Ребята стремились вести себя в соответствии с правилами поведения в разных ситуациях, проявляли умение понять и оценить ситуацию, поняли, что залог успеха любого труда – ответственное к нему отношение.
Нелишним будет добавить, что и ребята-участники проекта, и сотрудники библиотеки, и специалисты, с которыми были организованы встречи, получили массу положительных эмоций. Это как раз то, о чем упоминал каждый представитель профессии, принимавший участие в «Карьерном навигаторе», − что «краеугольный камень» любой специальности, не только той, что связана с работой с людьми, − это умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Хочется пожелать подрастающему поколению, чтобы оно об этом не забывало. И конечно, пожелать терпения, сил и упорства в движении к назначенной цели, ведь, как говорил Оноре де Бальзак, «чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти».
А. Аниканова,
Центральная детская библиотека г. Дальнегорск
Фото М. Шепелевой