Эскадрон летучих заметок

Категория: Архив
Создано 21.12.2012 22:57

Реклама и самопиар вытесняют литературную критику, а вместе с ней и умную книгу. В череде культурных событий последних месяцев уходящего года каким-то драгоценным камешком блеснул «круглый стол» по литературной критике, состоявшийся в Рязани в пресс-центре РИА «7 новостей».

Сам факт разговора на тему «что читают и почему» в условиях культурного упадка и процветания такого жанра, как sms-сообщение, вызывает одновременно и удивление, и восхищение позицией людей, не желающих мириться с потерей ориентиров в литературном пространстве. Ведь сегодня, чего греха таить, бред сумасшедшего под яркой обложкой нередко выдается книгоиздателями за великое достижение отечественной словесности, а из рекламных аннотаций торчат уши щедро проплаченных, циничных пиарщиков, отрабатывающих собственные гонорары.

Ведущая «круглого стола», писатель, журналист, лауреат профессиональных конкурсов Елена Сафронова обозначила место литературной критики на обширном культурном поле – она является регулятором книжного рынка, тесно взаимодействует с книжными издательствами, базируется на феномене «толстых» литературных журналов, воспитывает критическое мышление в читателях, помогает педагогам и библиотекарям… Отсюда и подбор участников «круглого стола»: не только критики, но и издатели, книгораспространители, журналисты, библиотекари, общественные деятели, писатели… Заочно участвовал в дискуссии главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин, приславший статью-доклад «Граждане, послушайте меня».

Кстати, Сергей Иванович отметил, что в критике наиболее продуктивно работают сегодня люди из провинции. С тем, что именно оттуда идет волна новой литературной критики, согласился и писатель, заместитель главного редактора газеты «Литературная Россия» Роман Сенчин. Его радует, что интерес к написанию обзорных аналитических статей, размером в 30 журнальных страниц, появился у 19–20-летних, причем молодые авторы делают попытки осмысливать действительность, а не только текст, что всегда отмечало отечественную критику. Сегодня она преодолевает искушение рекламными деньгами и зачастую оказывается побежденной. Разговор о книге выхолащивается до слоганов, работающих на ее раскрутку, и эти летучие заметки лишь дезориентируют читателей.

Директор Рязанского музея-усадьбы И.П. Павлова, автор книг в жанре нон-фикшн Наталья Загрина состояние критики связывает с изменениями в обществе. Везде идет насаждение шаблонов – даже в школе, людей отучают свободно и независимо мыслить. Ситуацию в гуманитарной сфере, по ее мнению, прекрасно отражают слова Евгения Евтушенко – идет необъявленная война вульгарности с человеческой тонкостью. И критика тоже должна преодолевать в себе однополярность, агрессию, ее назначение – не разить наповал, а побуждать к размышлениям. Интересным было сообщение Натальи Загриной о том, как воспринимал критику Павлов. Для Ивана Петровича она была неотделима от научного поиска, но только в том случае, если в рассуждениях царила власть фактов, а не власть слов. На Павлова большое влияние оказали статьи Писарева, повернувшие его мировоззрение в сторону естествознания.

Редактор издательства, писатель Ирина Красногорская заявила, что всегда отрицательно относилась к литературной критике, но по иронии судьбы вынуждена сейчас ею заниматься. За годы писательства у нее сложилось убеждение, что критика стоит на стороне чьих-то интересов и призвана держать и не пущать неугодных. «Теперь я редактор издательства, и в голове у меня возникают те же мысли «держать и не пущать». Люди, прочитавшие в своей жизни одну книгу «Три поросенка», вдруг сделались страшно плодовитыми писателями», – с иронией посетовала Ирина Константиновна. Назначение критики, считает она, как раз и состоит в том, чтобы такие литераторы не превращались в модных авторов.

К критикам она обратилась с просьбой обратить внимание на культуру книгоиздательства. Здесь царит полная отсебятина, нарушаются принятые стандарты. Нередко книги печатаются вообще без выходных данных. Некоторые критики ввели в оборот обидное определение «провинциальная литература», хотя, по мнению И.Красногорской, география здесь ни при чем; не надо всего лишь путать слова «провинциальная» и «непрофессиональная».

Особенно печально, когда в непрофессионализме расписываются издательства, выпускающие книги для детей, поддержала тему директор областной детской библиотеки Татьяна Окружная. Заниженными стали требования к иллюстрациям, а ведь с них начинается воспитание вкуса маленьких людей. Библиотекари по-прежнему нуждаются в путеводителях по детским книгам, которых в год издается более 10 млн. экземпляров, но выискивать умные статьи и заметки по новинкам чаще всего приходится в Интернете, куда, по словам Т.Окружной, перекочевала большая часть критиков. Лучшим же способом приобщения к чтению остаются встречи писателей с юными читателями – они всегда вызывают обоюдный интерес, особенно в районах области.

Об этике взаимодействия критиков и писателей говорили в своих выступлениях директор областной юношеской библиотеки Вера Суровова и писатель-публицист Александр Бирюков.

На фоне падения интереса к чтению и сокращения тиражей идет процесс ликвидации и укрупнения книжных магазинов, которые начинают продвигать продукцию ограниченного круга издательств. Это ведет к тому, что крупные игроки рынка начинают формировать вкусы книжной паствы. Они сами решают – что будут читать, а что не будут. Это тем более возвышает роль литературного критика, который может служить проводником в книжных лабиринтах, считает директор Рязанского торгового дома «Книжный Барс» Светлана Платова. Она привела любопытную статистику: если в 1898 году во всей Российской империи насчитывалось 5 тысяч книжных магазинов, то в 2012 г. в стране действовали только 3 тысячи. За четыре последних года их количество уменьшилось на 600, а в 2013 году ожидается закрытие еще 400 книжных торговых точек. Есть магазины, где доля книг одного издательства составляет более 50%. По мнению С.Платовой, обществу, которое придерживается демократических ценностей, важно иметь независимую книжную розницу.

Поэт и литературный критик Константин Паскаль, менеджер ТД «Книжный Барс» Татьяна Селиванова причины бедственного состояния литературной критики видят в том, что она перестала вызывать ответную реакцию и у обычных людей, и у властей предержащих. Пока сохраняется эта глухота, управлять сознанием будет реклама, имеющая сейчас гораздо большее значение для судьбы книги, нежели выстраданное слово тонкого ценителя литературы.

Удручает то, что критики постепенно остаются без читателей. Они исчезают в современной России как культурный слой. Константин Паскаль сослался на данные ВЦИОМ – лишь 9% россиян посещали библиотеки в 2011 году. А совокупный тираж всех издаваемых в стране толстых литературно-художественных журналов составляет примерно 50 тыс. экземпляров.

Подробно о «толстяках» говорила на «круглом столе» его ведущая Елена Сафронова. Проведя собственное исследование, она пришла к выводу, что журнальный мир у нас крайне скуден – в нем отсутствует необходимый простор для независимых критиков. Правда, не все регионы одинаково блекло смотрятся на литературной карте. В качестве примера Е.Сафронова привела Уфу, где выходят сразу три литературных журнала, много внимания уделяющих критическому разбору литературных новинок. Это республиканский журнал «Бельские просторы», журнал «Гипертекст», посвященный одним лишь критическим статьям, рецензиям, аналитике и публицистическим заметкам, и новый проект «Гипертекста» – «Персонаж».

«По собственному опыту могу констатировать, что старается отслеживать текущую литературу в нашей области лишь одна областная газета «Рязанские ведомости», – отметила Е.Сафронова. – Притом, что круг вопросов, освещаемых газетой, очень широк, она интересуется всеми «проявлениями» литературной жизни: от книжных новинок и обзоров «толстых» литературных журналов до новых книг рязанских писателей, а также литературных встреч и вечеров». Присутствовавшие на встрече журналисты подвели итог дискуссии: время для литературных критиков сейчас благодатное: их свобода слова никем пока не ущемляется, а безбрежное сетевое пространство гарантирует, что мнение будет представлено. Хорошо бы еще – услышано.

Автор: Дмитрий Соколов