Открытое письмо директорам и сотрудникам методических отделов республиканских, краевых, областных детских библиотек

Категория: Архив
Создано 19.08.2005 23:21
Уважаемые коллеги!

Сообщаю вам то, что вы, вероятно, знаете и сами: введение в действие ФЗ №131 «Об общих принципах местного самоуправления» отложен до 1 января 2008 года. Кроме того, в Государственной Думе скопилось огромное количество замечаний и поправок к тексту закона, среди которых и те, что касаются вопросов культуры и библиотек. По сведениям Интернета значительное внимание будет уделено судьбе сельских библиотек и отменено положение о библиотечных коллекторах. Так что сейчас в любых телодвижениях надо быть очень осторожными и не торопиться, хотя механизм уже запущен и, понимаю, что с вас требуют оптимизации и прочей «…зации». Как складывается ситуация с выживанием детских библиотек? Естественно, по-разному. Однако наметились некоторые тенденции, о которых и хочу вам рассказать. Давать какие-то рекомендации бессмысленно, поскольку в разных регионах по-разному относятся к проблеме существования детских биб-лиотек не только органы управления властью, начиная с губернатора, но и, главное, наши друзья-коллеги из взрослых библиотек.
Какие основные проблемы и как на них реагировать? Давайте вместе искать выход из создавшегося положения. Начнем с библиотек-субъектов РФ.
1. Судьба областных (краевых, республиканских) детских библиотек.

Как известно, во все регионы России поступило негласное распоряжение о необходимости «облегчения» бюджетов всех уровней за счет сокращения бюджетных организаций. Почти везде приняты так называемые программы модернизации бюджетной сферы. В связи с этим во многих регионах России над самостоятельными центральными детскими библиотеками (республиканскими, краевыми, областными) нависла серьезная угроза объединения либо с универсальными, либо с юношескими. Достаточно сказать, что в 1993 году у нас было всего пять детско-юношеских библиотек, которые образовались как бы без каких-либо свирепых административных решений. Саратовская и Ульяновская ОДБ взяли на себя эти функции добровольно (или почти добровольно), Ивановская ОБДЮ получила в свое распоряжение неплохой особнячок, и к тому же образовалась вакансия одного директора. Список можно продолжить. Начиная же с 1998 года, объединение детских и юношеских библиотек уже происходило по инициативе власти. На сегодняшний день мы имеем 15 (из 78) детско-юношеских библиотек. На подходе – Калмыкия, Самара и некоторые другие регионы. Все это может привести к тому, что сети региональных детских библиотек как особого вида специа-лизированных библиотек не останется. Ведь по сути, что такое юношеская библиотека? Фонд – универсальный, практически ничем не отличающийся от взрослой общедоступной библиотеки. Самые активные пользователи – старшеклассники (которые по Конвенции ООН о правах ребенка и по нашему законодательству еще относятся к категории детей до 18 лет) и студенты. Продление возраста юношества до 24 лет приводит к тому, что границы между взрослыми и юношескими библиотеками практически стерты, и данные учреждения потеряли свои видовые специфические особенности. Когда же объединяются детская и юношеская библиотека, то происходит постепенное сращивание детской библиотеки со взрослой, а далее дело техники и экономической ситуации. Кроме того, объединение детской и юношеской библиотек происходит практически с теми же ресурсами (площади) или с небольшим увеличением финансирования (но не вдвое), что не может не сказаться на качестве библиотечного обслуживания и предоставления услуг таким разным категориям населения: 6-тилетним, с одной стороны, и 24-летним, с другой. 
Во многом мы сами виноваты. У нас нет объективных данных о пре-имуществах или недостатках такого объединения, причем не столько с точки зрения библиотекарей, а с точки зрения пользователей: насколько им удобно и комфортно в такой библиотеке, ведь при любых метаморфозах библиотек мнение читателей, как правило, не спрашивают. Я много раз ставила перед директорами вопрос о необходимости объективного исследования и обсуждения проблем объединенный библиотек, однако внятного согласия на проведение подобных исследований не получала. Каюсь, не хватило настойчивости. И вот результат. Может быть, стоило бы все-таки обсудить данную проблему? Мы готовы собрать всех заинтересованных в Москве, разработать анкету и собрать необходимый материал. Очень прошу вас срочно сообщить ваше мнение по этому поводу.
В Башкортостане и Якутии произошло объединение всех трех регио-нальных библиотек. И если из Якутии мы еще получаем внятные данные о работе Центра по библиотечному обслуживанию детей и юношества при Национальной библиотеке, то в Башкортостане сложилась ситуация полной зависимости Детского филиала НРБ от администрации НРБ с утратой какой-либо самостоятельности в рамках компетенции филиала. Дело дошло до того, что детской библиотеке запрещено передавать какие-либо сведения о деятельности в Москву. Как видим, это наихудший вариант объединения, практически детский филиал превращается только в отдел обслуживания.
Следующий вариант расправы с региональными детскими библиотеками – передача их на городской уровень. Об этой угрозе я предупреждала немного ни мало 10 лет. К сожалению, очень небольшое количество региональных библиотек осознало себя именно областным (республиканским, краевым) учреждением с полным набором аргументов для администрации и общественности региона. Несмотря на то, что РГДБ давно предоставила в ваше распоряжение Концепцию библиотечного обслуживания детей России, минимальное число региональных библиотек создали подобные концепции в своих регионах и, главное, концепции развития своих библиотек как именно областных (республиканских, краевых) библиотек. Я понимаю, что все эти бумаги мало помогут, если администрация будет настаивать, но все же какую-то защиту они дадут. В данном случае можно только посоветовать как можно теснее работать с администрацией региона, показывать, рассказывать о своей работе не на город, а на регион. С людьми, привыкшими работать с цифрами, наша патетическая риторика не срабатывает. Стоит сейчас обратить внимание на усиление работы с законодательными собраниями, вербовать среди депутатов как можно больше союзников, тем более, что приближаются выборы в эти органы, а губернаторов утверждают на должность именно законодательные органы. 
Неплохо работают с губернаторами Мурманская, Саратовская, Тверская области, есть неплохие наработки в Мордовии, Татарстане и некоторых других регионах. Очень советую связаться с ними с целью перенять опыт, если вы в этом нуждаетесь. 
Сейчас развернулась целая кампания по разработке показателей работы библиотек. Вы, вероятно, с этим тоже столкнулись. Конечно, сильно нам подпортило то, что ни РГБ, ни РНБ не дали внятных рекомендаций по этим показателям. Это, во-первых. А во-вторых, изоляционистская политика универсальных научных, которые в большинстве регионов разрабатывают показатели без согласования с другими региональными библиотеками. В-третьих, существовавшая ранее практика отнесения всех библиотек без разбора к группам по оплате труда только по показателям количества читателей и книговыдач приучила планово-финансовые и экономические органы к оценке деятельности библиотек только исходя из этих данных, без учета работы региональных библиотек как научно-исследовательских, научно-методических и информационных центров. Получается парадокс, на который еще не обра-тили внимание, но обязательно обратят органы управления властью: региональные библиотеки оцениваются так же, как обычные городские. Получается, что весь объем работы региональных библиотек сводится только к оказанию прямых услуг населению, то есть библиотечному обслуживанию городских жителей, а финансирование-то идет из областного бюджета. На примере Белгородской области знаю, что очень трудно убедить экономистов рассматривать методическую, информационную деятельность библиотек в качестве оказания опосредованных, косвенных услуг населению, которые оказываются библиотекам региона с целью улучшения и упорядоточения их работы с читателями. Однако без этого будет невозможно дальнейшее существо-вание региональных библиотек, то есть УНБ-то останется при любом раскладе, а вот мы пострадаем.
Итак, мне кажется, что перечень услуг, предоставляемых региональной детской библиотекой, должен характеризовать основные функции центральной библиотеки в соответствии с 20 статьей федерального закона «О библиотечном деле» (или соответствующей статьей ваших законов). Напомню, это – мемориальная, информационно-распределительная и методическая функции. Исходя из этого положения, перечень показателей библиотеки-субъекта РФ может быть таким:

Показатели, характеризующие мемориальную функцию

1. Количество единиц хранения фонда.
2. Документовыдача.
3. Обращаемость фонда.
4. Книгообеспеченность на жителя-ребенка (по муниципальным библиотекам).
5. Книгообеспеченность на читателя.
6. Показатели обновляемости фондов и т.д.

Показатели, характеризующие информационно-распределительную функцию деятельности на область (республику, край)

1. Объем записей в электронном каталоге библиотеки, доступном биб-лиотекам области.
2. Количество баз данных и количество записей в них.
3. Количество посещений веб-сайтов, обращений по электронной почте.
4. Количество консультаций по информационному обеспечению детского населения.
5. Количество запросов, справок в прямом и виртуальном режиме.
6. Количество выдач по МБА и ЭДД.
7. Другие показатели информационной деятельности на регион.

Показатели научно-методической деятельности

1. Количество названий изданий и их тираж.
2. Количество консультаций библиотечным работникам региона.
3. Количество мероприятий по повышению квалификации библиотека-рей, работающих с детьми.
4. Количество командировок (выездов).
5. Количество тем исследований.

Показатели, характеризующие деятельность библиотеки по разработке новых форм обслуживания

1. Количество читателей по единой картотеке (электронному учету).
2. Количество реально обслуженных читателей.
3. Количество посещений (в том числе массовых мероприятий).
4. Средняя читаемость.
5. Средняя посещаемость.
6. Количество массовых мероприятий библиотеки и т.д.

Для определения экономических затрат, важно иметь данные о стоимости отдельных процессов: комплектования, обработки, сохранности фондов, стоимостные характеристики обслуживания одного читателя, одного посещения, книговыдачи.
Практически все выше приведенные показатели имеют стоимостное выражение и могут быть представлены в конкретных количественных объемах. Причем, даже если будет требоваться ограниченный набор показателей, как это случилось в Белгороде, все эти показатели могут быть сведены к одному-двум с общей формулировкой: оказание прямых и косвенных библиотечно-информационных и культурных услуг детскому населению, руководителям детского чтения. Главное, доказать финорганам, что для библиотек-субъектов РФ видообразующими являются именно косвенные услуги по оказанию научно-методической помощи библиотекам региона. Это очень трудно, но без этого через какое-то время встанет вопрос о необходимости содержания региональной детской библиотеки на областном (республиканском, краевом) бюджете.
Очень вас прошу еще раз внимательно посмотреть, как сформулированы цели, задачи и направления работы ваших библиотек, как отражена научно-методическая и исследовательская деятельности, необходимость ресурсного обеспечения. 
Вы знаете, что с 1.01.05 (где-то с 1.01.06) отменяется единая тарифная сетка для регионов России. Принимали ли вы участие в разработке предложений по оплате труда сотрудников, или это опять сделано без учета вашего мнения? Очень вас прошу, если таковые документы уже приняты у вас в регионе, пожалуйста, пришлите их в РГДБ, в научно-методический отдел, как, впрочем, и другие важные документы, касающиеся внедрения закона о местном самоуправлении и т.д.
Опыт разработки показателей имеется в ряде детских библиотек регионов, в частности, в Тюменской областной научной детской библиотеке, Мурманской областной библиотеке для детей и юношества. Хорошую стратегию поведения областного центра разработали в Твери (Тверской ОЦСДЧ). 
В настоящее время во всех регионах идет подготовка к внедрению ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Очень остро встал вопрос о существовании детских библиотек. Об этом и поговорим в следующем письме.
(продолжение следует)
С уважением и надеждой на сотрудничество и получение ваших откликов, Н.В. Бубекина (НМО РГДБ)

ВНИМАНИЕ!!!

РГБ подготовила проект концепции и методических рекомендаций по расчету минимальных нормативов. Документы направлены вам по электронной почте 19 августа с.г. и вывешены на сайте НМО (раздел «Важные документы»). БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА незамедлительно включиться в их обсуждение

 
 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.