Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
МАТЕРИАЛЫ и СЕРТИФИКАТ
методической лекции-консультации
«Практическая работа с современной отечественной премиальной литературой
для детей и подростков»
(18 апреля 2024 года)

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

Всероссийского семинара для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, «Современная библиография в меняющейся цифровой среде:
традиционные подходы и новые форматы работы» 

(10–11 апреля 2024 г.)


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Дискуссионная площадка по развитию библиотек


24 декабря 2014 г. В Национальной детской библиотеке Республики Коми в рамках Республиканского Культурного форума, посвящённого закрытию Года Культуры в Российской Федерации, состоялась Дискуссионная площадка по развитию библиотек «Современная библиотека: стагнация или развитие». В ней приняло участие более 40 специалистов государственных и муниципальных библиотек из 16 МО Республики Коми.


В ходе дискуссии были обсуждены следующие проблемы:
1.    Показатели муниципального задания – расширять спектр услуг или наращивать цифры?
2.    Виртуальный читатель – миф или реальность?
3.    Библиотека, как «третье место»: перспективное направление развития?
4.    Предлагаемая муниципальным библиотекам методическая помощь – актуальна?
5.    Объединение библиотек и КДУ – выход или «развал» библиотек?
6.    Необходимо ли библиотекарям специальное (библиотечное) образование?
7.    Финансирование библиотек – главный фактор развития?

В ходе проведения дискуссионной площадки выработаны следующие мнения:
­- Достойным решением проблемы по качественному выполнению муниципального задания может быть только расширение спектра услуг, которое и происходит сейчас реально в библиотеках. Увеличение количественных показателей в течение длительного времени невозможно ввиду демографической ситуации в Республике Коми.

­- Виртуальный читатель в библиотеках является данностью. Наличие полнотекстового электронного контента на web-ресурсах библиотек позволяет виртуальному читателю использовать необходимые материалы не выходя из дома. Это позволяет шире раскрывать фонд национальной, региональной литературы пользователям, находящимся  в удалении от библиотек.

­- Библиотека, как «третье место», безусловно, является перспективным направлением развития. Необходимо создать библиотечное пространство, меняющееся в соответствии с требованиями пользователей и позволяющее проводить интеллектуальный  досуг, а также просветительские мероприятия – лекции, семинары, научные дискуссии, курсы изучения языков, информационной грамотности и других услуг.

­- Необходимо усиление методической помощи на всех уровнях библиотечной деятельности. Развитие дистанционных форм информационно-методической поддержки: скайп-консультаций, онлайн-мастер-классов, WEB-семинаров. Для этого необходима профессиональная подготовка кадров ориентированных на специализацию библиотекаря – методиста высшей квалификации. Необходимо включить  в финансирование статью расходов  на повышение квалификации, которая сейчас отсутствует.

­- Процесс объединения библиотек и учреждений культурно-досугового типа проходит в условиях изменения правовых и финансовых механизмов деятельности библиотек. Отрицательным следствием объединения с культурно-досуговыми учреждениями является утрата муниципальными библиотеками статуса библиотеки,  изменение роли и места библиотеки в современной системе социальных институтов. Библиотека в составе КДУ постепенно теряет статус информационно-просветительского учреждения, разрушается механизм сетевого взаимодействия библиотек и методических связей. Основные базовые функции библиотеки: сохранение культуры, передача знаний, просвещение, заменяются одной – досуговой. При этом выхолащивается суть библиотечной деятельности, ее основное предназначение, а именно: содействие образованию и интеллектуальному развитию личности, повышение информированности местного сообщества и т.д. А это обеспечивается библиотечными процессами: формированием фондов, их раскрытием, ведением справочно-библиографического аппарата, информационно-библиографическим обслуживанием. Библиотеки постепенно «выпадают» из библиотечного пространства, переходят на режим и план работы досугового учреждения. Необходимо сохранение правовых и финансовых механизмов деятельности библиотеки.

­- Дальнейшее развитие общедоступных библиотек возможно за счёт привлечения персонала отвечающего технологическим и информационным вызовам времени. В качестве главного определяющего аргумента при устройстве на работу должно служить качественное профессиональное (высшее или среднее специальное) библиотечное образование. Дополнительным вариантом может служить альтернатива обучения и переподготовка сотрудников имеющих другое гуманитарное образование (филологическое, психологическое).

­- Финансирование остаётся одним из главных факторов развития библиотек в их технологическом развитии, внедрении информационных систем в работу с пользователями, приспособлении внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного мышления. Увеличение финансирования на комплектование литературы и информатизацию библиотек. Другим обязательным фактором развития является профессионализм библиотекаря.

Участники дискуссионной площадки выражают уверенность, что культурная политика региона будет ориентирована на достижение основных позиций «Стратегии социально-экономического развития Республики на период до 2020 года» в части социального развития и повышения качества жизни населения, в том числе, и путем создания на базе общедоступных библиотек культурно-просветительских и информационных центров. Для чего необходимо пополнение библиотечных фондов, недопущение ликвидации библиотек, развертывание строительства новых библиотечных зданий и внедрение цифровых технологий.

Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...
Дискуссионная площадка по разв...

 

Национальная детская библиотека им. С.Я. Маршака


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.