Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
МАТЕРИАЛЫ и СЕРТИФИКАТ
методической лекции-консультации
«Практическая работа с современной отечественной премиальной литературой
для детей и подростков»
(18 апреля 2024 года)

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

Всероссийского семинара для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, «Современная библиография в меняющейся цифровой среде:
традиционные подходы и новые форматы работы» 

(10–11 апреля 2024 г.)


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Когда чтение – не проблема, а удовольствие

1 июня в Дмитровской центральной межпоселенческой библиотеке состоялся семинар «Проблемы развития чтения в Германии и России».

Главный докладчик – Вернер Кнапп, профессор, ректор Высшей педагогической школы, г. Вайнгартен (земля Баден – Вюртемберг, Германия).

Следует отметить, что это уже вторая лекция в рамках проекта КИКК (коммуникация, информация, компетенция, кооперация), вдохновителем и руководителем которого является Елена Лерман, заведующая отделом международного сотрудничества МОГДБ.

Вопросы приобщения к чтению юного поколения (да и взрослых тоже) сегодня актуальны как никогда. Особая роль в этом деле отводится библиотекам. Именно библиотекарям школьных и муниципальных библиотек был адресован семинар.

По данным социологических исследований, около 40% российских школьников не «осиливают» обязательную программу по литературе. Со взрослым населением ситуация не такая удручающая (чтение как национальная традиция сохранилась у старшего поколения с советских времен), но вчерашние выпускники, вероятнее всего, будут ухудшать статистическую картину. Многие эксперты говорят о читательском кризисе.

Как его преодолеть? Какие решения может предложить современная библиотека? Как ей уйти от простой книговыдачи к новым методам работы, которые будут востребованы у читателей и повысят их интерес к книге?

Мировой опыт показывает, что развитые страны активно и успешно реализуют национальные программы по развитию чтения. Германия не стала исключением в этом списке, и господин Кнапп поделился опытом и достижениями в этой области. Заметим, что начало государственной программе положили неутешительные результаты исследования PISA(среди которых есть и оценка функциональной грамотности). А сегодня немецкое общество пожинает плоды почти 15-летней работы по повышению читательской компетентности.

Вернер Кнапп рассказал, что многие проекты базируются на идее чтения вслух. Идея не новая и вроде простая, но там, где её реально применяют, она дает потрясающие результаты. Дело в том, что дети, научившись читать, не способны полностью осмыслить прочитанное. Зачастую все силы уходят на складывание букв слоги, а слогов в слова. На понимание не остается ни сил, ни желания Чтение вслух и последующее обсуждение помогают ребенку проговорить сложные моменты, определить главную мысль текста и задать возникшие вопросы взрослому наставнику. Этим взрослым может стать родитель, учитель, библиотекарь или старший родственник, а «сеансы чтения» могут происходить и на перемене, в кафе, на даче, в поезде – практически всюду. Времени это занимает немного, но у ребенка развивается читательская компетентность: он легко ориентируется по тексту, может сформулировать свое отношение к книге, отстоять точку зрения на описанные события и действия персонажей.

Однако, чтение вслух приносит пользу не только малышне, но и подросткам, и взрослым. Многие родители в средних классах школы отстраняются от литературных дискуссий со своими детьми, а вопрос «почитать вслух» вызывает усмешку: не маленький, сам прочтет и поймет. Такое отношение неверно в корне. Подросток не всегда может сказать: «Поговори со мной», а через совместное чтение, иносказательно – на примере книжных героев, родитель может понять, что беспокоит его ребенка.

Выступление профессора Кнаппа подмосковные библиотекари приняли с большим вниманием.

Рассказ Елены Владимировны Лерман о проектах МОГДБ – о применении зарубежного опыта к российским реалиям – вызвал бурю восторга и восхищенные отзывы собравшихся. Участники дискуссии сошлись во мнении, что, несмотря на сложности с финансированием и множество других насущных проблем, библиотека может активно участвовать в приобщении детей и подростков к чтению и внести свой вклад в преодолении читательского кризиса в России.

Moskva210612-1

Moskva210612-2

Moskva210612-3

Moskva210612-4

Moskva210612-5

Moskva210612-6

Moskva210612-7

Московская областная государственная детская библиотека.
 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.