ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, на тему «Современная библиография в меняющейся цифровой среде: традиционные подходы и новые форматы работы»
(10–11 апреля 2024 г.)
СЕРТИФИКАТ
методической лекции-консультации
«Ресурс “ВебЛандия. Лучшие сайты для детей”: позитивный безопасный контент для детского развития и творчества в работе библиотекаря»
(19 марта 2024 г.)
РЕГИСТРАЦИЯ организаторов Всероссийской недели детской книги
(23–31 марта 2024 г.)
ОПУБЛИКОВАН календарный план на I квартал 2024 года
В Челябинской детской библиотеке №12 состоялся урок литературного творчества.
«Нельзя научить писать стихи, но поэта можно в себе открыть», - такими словами начала урок-игру профессиональный литератор и педагог Нина Александровна Ягодинцева. Дальше случилось чудо: тридцать четвероклассников, разделившись на две команды, мгновенно включились в игру. Первая называлась рифмобол.
«Всем известны игры с мячом? Какие?» - обращается ведущая к юной аудитории. И слышит в ответ: «Футбол, волейбол, бейсбол…». «А вы играли в рифмобол?» - снова задает вопрос Нина Александровна. - Давайте научимся! Для футбола нужен мячик и ноги. Для волейбола - мячик и руки. А для рифмобола – воздушный шарик, руки и голова! Тот, кто бросает шарик, называет слово. Поймал – назови рифму к этому слову!» Оказалось, не так-то просто мгновенно подобрать рифму, но дети очень старались.
Игра в рифму продолжилась во время «воздушного боя». Ребята ловили бумажные самолётики, на их крыльях записывали разные слова, и самолетики летели соперникам, которые, в свою очередь, придумывали к ним рифмы. Например, такие: морошка-картошка, аптека-ипотека и, конечно, любовь-морковь. Дети поняли, как важна в стихах рифма и как непросто рифмовать слова.
Увлекла четвероклассников игра «Парад слов». Каждой команде предлагалась поэтическая строчка. После короткой самостоятельной репетиции они должны были проскандировать ее и хлопками в ладошки отбить ритм. Одной команде досталась строчка «Стаи белых мотыльков / Опустились с облаков» другой - «Маленькой ёлочке радостно весной». Обе команды с заданием справились блестяще и уловили главное - как важен для стихов ритм.
«А ещё поэты любят всё со всем сравнивать, – продолжает Нина Александровна. – Ну, например, двойка в дневнике – как горькая таблетка. Солнце в окошке – как румяный блинчик!». И предлагает детям пофантазировать на тему «На что похожа весна по цвету, запаху, вкусу, звуку, настроению? С каким зверьком, цветком, фруктом, овощем и каким человеком она ассоциируется?». У ребят весна по цвету оказалась и серая, и солнечная, и зеленая, и голубая, похожая на лису, морковь и апельсин.
В финале встречи детям предложили сочинить собственные стихи и записать их на вырезанных из цветной бумаги фигурках – деревьях, домиках, облаках, ракетах, зверушках. Ребята не только придумали стихи, но и захотели прочитать их вслух. Чьи-то творения напоминали японские хокку, кто-то успел написать целую стихотворную историю о том, как наши хоккеисты победили канадцев, но большинство стихов о весне: «Лужи, слякоть, снег и сырость - это все весна» (Арина); «Весна, весна, как воздух чист» (Самвел), «А за окном я слышу весну, И я катаюсь на велике, И мне хорошо весной» (Ярослав), «Я слышу звук дождя и Шелест листьев за окном. «А что это?» - Спросит меня сын. А я отвечу: «Весна» (Михаил).
В этой игре счет оказался равным. Победителями были все. Удалось главное – побудить детей к творчеству и сделать так, чтобы они получили от этого занятия удовольствие. Уходя, ребята дружно благодарили Нину Александровну, а преподаватель призналась, что и не подозревала о литературных талантах своих учеников.
Н. А. Ягодинцева считает, что «литературно-творческая работа с детьми направлена, в первую очередь, на развитие детей. Конечный результат здесь – способность ребенка мыслить образно, целостно, умение выражать мысли точно и гармонично. На это нацелены принципы и приемы творческих уроков».
У Нины Александровны только что вышел из печати сборник «Игровые формы литературно-творческой работы с детьми». Библиотека его приобрела и теперь сможет самостоятельно проводить творческие уроки-игры.
Осталось добавить, что урок прошел 11 марта, его участниками стали ученики 4а класса школы №41.
Заведующий детской библиотекой №12 г. Челябинска, И.Г. Петрова