Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
МАТЕРИАЛЫ и СЕРТИФИКАТ
методической лекции-консультации
«Практическая работа с современной отечественной премиальной литературой
для детей и подростков»
(18 апреля 2024 года)

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

Всероссийского семинара для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, «Современная библиография в меняющейся цифровой среде:
традиционные подходы и новые форматы работы» 

(10–11 апреля 2024 г.)


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Санкт-Петербургский книжный салон как опыт детского чтения

Санкт-Петербургский Международный книжный салон – новая стратегия отношений к читающему человеку. Символы книжной культуры в городской среде подчеркивали статус и ценность человека с книгой. Праздничность и торжественность происходящего проявлялась образами человека с книгой в пейзаже городской среды: портреты известных писателей, инсталляции, арт-объекты. Выразительные детали, создающие атмосферу вокруг книги и чтения, ожидание события значительных и волнующих событий. Стиль, форма и содержание диалога с публикой на Книжном Салоне расположили читающего и нечитающего человека к сознанию собственного значения в книжной культуре Петербурга.

Органичное проявление ожиданий посетителей и участников Салона с детьми - наш замысел свободного, открытого пространства встреч с книгой и ее создателями. Детская программа Книжного Салона –открытие ребенка и детского чтения «заново»! Приглашение взрослого к участию в создании благоприятной и современной среды читательского творчества ребенка.

Для детей – Наш книжный сад – пространство движения к книге. Суть этого движения - в исполнение собственного желания читать. Все элементы оборудования Детской площадки, детали ее «интерьера» и дизайна: от мольберта с «мелками» до интерактивной доски, объединены пониманием того, как возникает радость, удовольствие встречи с ребенка с книгой. Подчеркивала стиль Детской площадки культура диалога о чтении. Каждый день 9 человек от 12 до 22 лет - читатели детских библиотек Ленинградской области и студенты СПбГУКИ - принимали героев «Нашего Книжного Сада» - детей и родителей.

Прохожие, случайные зрители, застигнутые врасплох детским возгласом, привлеченные графикой оформления и объемными символами, останавливались, вокруг «сцены», где происходил ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. Персонифицировали происходящее выдающиеся деятели детской книжной культуры и современного книжного рынка детской книги. 14 издательств открыли свои замечательные проекты, 18 детских писателей 20 и нынешнего века представили свое творчество.

Классики детской литературы: В. Попов, М. Яснов, А. Траугот. Мастера, основатели традиций в детской литературе Б. Алмазов, С. Махотин, М. Бычков, А. Траугот, Е. Мурашова, Д. Драгунский, плеяда молодых и известных А.Петрова, С. Востоков, И. Павлова, Н. Евдокимова. Москва, Екатеринбург представленный поколением «крапивинской школы». Казахстан, Белоруссия, Украина – безграничное пространство и время современной детской литературы. Чувства детей, взгляды, вопросы, рассуждения родителей и специалистов.

Одно из главных ощущений книги, которое было создано на Детской площадке – переживание ее визуального образа, в графике и дизайне художников ленинградской – петербургской школы. А. Траугот, М. Бычков, Е. Базанова, К. Толстая, юная Е. Третьякова, магистры кафедры Книжной графики ГПУ им. А.И. Герцена провели 9 открытых студий по искусству и творчеству «разглядывания» книги. Выставка М. Бычкова - «Море» Л.Н. Толстого – прекрасный повод погружения в книгу.

59 мероприятий – волнующих событий вокруг имен, изданий, книг и их читателей. Все составляющие успеха детского чтения: его уникальность, ценность, процессы и последствия. Проблемы искусства, производства и коммерции детской книги в России – все было представлено в многоуровневом времени и пространстве Детской площадки.

Герой всего происходящего – ребенок - свободно выбирал себе место, время, способы самовыражения в чтении. 10 «мастер-классов» издателей и писателей, художников. Дети рисовали, строили дома, играли, лепили, слушали, рассказывали, путешествовали.

17 встреч с писателями – рассказы, беседы, вопросы, дискуссии. Детская память о тайне рождения книги, волнение и искренность, утоление жажды оказаться рядом с автором – перспектива нового чтения.

В «Нашем книжном саду» были сближены два «полюса», что создало уникальное событие встречи, «момента истины»: исследовательская, профессиональная деятельность специалистов современной детской книги и практика детского чтения реальных детей. Парадокс пересечения интересов этих целевых аудиторий, специалистов и детей, при активном участии взрослых посетителей Салона, создал актуальный резонанс.«На глазах» происходил процесс РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТСКОМУ ЧТЕНИЮ.

Три научно-исследовательских семинара, о самых перспективных событиях в классике ленинградской - петербургской детской литературы и детской книжной культуры. Участие в во встречах известных исследователей РАН, СПбГУКИ, ГПУ им. А.И.Герцена, московского издателя И.Бернштейна, писателей В.Попова, Б. Алмазова, Д.Драгунского, О.Громовой. Явление в публичном пространстве философии детской книги в России не только 20 и нынешнего века, но и четырех предшествующих столетий. О русской поэзии для детей говорила Е.О.Путилова, составитель «трехтомника» классики. Создание культурного резонанса, вызывавшего не только интерес, но и ощущение масштаба детской книги, значительного, мощного, явления, традиционного для России. Ректор ГПУ им. А.И.Герцена и профессор Иллинойского университета (США), в присутствии детей, говорили о достоинстве детского чтения.

«Наш книжный сад» - ОТКРЫТИЕ ЧУВСТВ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. Переживание детского чтения, как естественного и красивого состояния детей и подростков. Демонстративность и дерзость подобного замысла взаимодействия с детьми – культурный вызов детских библиотекарей. Организаторы и авторы детской программы – специалисты ЛОДБ, преподаватели и студенты кафедры Литературы и детского чтения СПбГУКИ предусмотрели и провели в партнерстве с издателями конкурсы, «квесты», игры.

Педагогические технологии защищали самые главные желания детей – свободу, творчество, успешность. Деятельность детей деликатно и выразительно представлялась с чувством благодарности и уважения. Сувениры – значки с символикой «Нашего книжного сада», буклеты, «браслеты». Открытие выставки одного рисунка, собственный «вернисаж» на стене - постере - особое состояние ликующего ребенка.

«Наш книжный сад» безграничен не только глубиной и множеством детских впечатлений. Состоялось 11 онлайн-встреч. Трансляция Книжного салона присоединила новых авторов книжных идей: «Выборг – Усть - Каменногорск – Шемонаиха - Екатеринбург – Париж - Минск – Кременчуг - Алма-Ата – Москва – Сланцы»

Открыто 5 новых проектов, два из которых имеют стратегические последствия для детского чтения: Международный проект: «Россия-Казахстан: Детское чтение без границ», «Хорошая детская библиотека», авторский проект студентов СПбГУКИ.

Четыре дня дети и родители с радостью и удивлением, увлеченно создавали друг для друга прекрасные условия чтения. Изобретательность и творчество детей, внимательность, деликатность и проницательность взрослых – составляющие диалога, который был ярким и глубоким, интригующим и… драматичным. Природа «драмы»- удивление, изумление, испуг взрослых – дети читают и хотят читать. Атмосфера вокруг Детской площадки «искрилась» от встреч родителей со своими детьми.

Дети ходили, сидели, стояли, лежали, бегали с книгами. ОПЫТ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ – идея, реализованная в инфраструктуре «Нашего книжного сада». Технологии коммуникации в электронной среде, педагогика детского чтения, представленная высокими примерами отношения к детям. Известные писатели, ученые, редакторы издательств, художники, критики, библиотекари стали источником вдохновения для взрослых, родителей в их повседневной культуре диалога с детьми о чтении.

Мы открыли все оттенки чувств детского чтения все события, которые создает читающий ребенок для себя и вокруг себя. Дети исполняли книги: вслух и потихонечку, лежа и стоя на голове, на бегу и вприпрыжку. Игры, конкурсы, квесты способствовали освоению детьми и их родителями всего книжного пространства Салона. Каждый из участников Детской программы получал навигационный маршрут выбора лучше детской книги. В «листовках», буклете «Наш книжный сад», консультациях «вашего библиотекаря» предлагалась система поиска и выбора чтения на стендах успешных и добросовестных издателей.

«Наш книжный сад»- свободные миры чтения в культурной среде Книжного салона. ЛОДБ развивает опыт творческого поиска лучшей книги на рынке. Поиск в неопределенной ситуации, действие рекламы и конкуренции, агрессивной пропаганды мифа о нечтении детей, ограниченность доступа к информации о книжных потоках и пр.. Инфраструктура «Нашего книжного сада» создавала детям и взрослым возможности выбора детского чтения.

От радости выбора – к опыту детского чтения. Здесь и сейчас, вместе с ребенком. Просто, комфортно. Наша реализованная стратегия – развивающий, творческий, интеллектуальный досуг вместе с детьми. Мы преодолевали вместе с родителями«взрослые» навыки потребления развлечений. Мы открывали смысл и назначение идеальной детской библиотеки в семье, книжной коллекции, в которой проявлено отношение и любовь к собственному ребенку. Более тысячи книг за четыре дня «шпалерами» устилали пространство «Нашего книжного сада». Их нюхали, читали, иногда крали, но, главное – выбирали.

Отличная черта IX Международного книжного салона – открытие новых ресурсов для развития петербургских традиций чтения. Доверие к детской библиотеке – преобразующий и перспективный ресурс.

Детская площадка НАШ КНИЖНЫЙ САД – анатомия процесса чтения современного ребенка. Демонстрация, яркая и уникальная, того, как современные дети читают в благоприятной атмосфере реальности. Книжный салон представил родителям достойную культурную модель ответа на вопрос: Как откликаться на детское чтение и понимать его?

Дети ждут от нас содержательного действия в пространстве книги. В объемном и выразительном, увлекающем мыслями и действием: рассказа, диалога, понимания, радости слышать и слушать. Говорить. Видеть себя с книгой. Смотреть на близких и незнакомых, поднимая взгляд над книгой. ВЗГЛЯД РЕБЕНКА ОТ КНИЖНОЙ СТРАНИЦЫ» - перспектива развития и успеха Книжного салона. книжной страницы.

 

Степанова Людмила Валентиновна,
координатор Проекта «Наш книжный сад»,
гл. библиотекарь ЛОДБ, ст. преподаватель СПбГУКИ


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.