Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ОТКРЫТА РЕГИСТРАЦИЯ
на методическую лекцию-консультацию
«Практическая работа с современной отечественной премиальной литературой
для детей и подростков»
(18 апреля 2024 года)

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

Всероссийского семинара для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, «Современная библиография в меняющейся цифровой среде:
традиционные подходы и новые форматы работы» 

(10–11 апреля 2024 г.)


ОПУБЛИКОВАН
календарный план на II квартал 2024 года

 

900 блокадных дней

В конце января в Иркутской областной детской библиотеке им. Марка Сергеева прошли мероприятия, посвященные 70-летию снятия блокады Ленинграда. В проведении мероприятий участвовали почти все библиотечные отделы, обслуживающие читателей.

Уроки мужества «Бессмертие и сила Ленинграда» в январские дни провели сотрудники отдела справочно-библиографических и информационных услуг (читального зала) библиотеки для второклассников школы № 1, для третьеклассников школы № 11, для ребят 5–6 классов школы № 10, для ребят 5–6 классов иркутского детского дома № 2.

Ведущий библиограф Т. Н. Кирдянова рассказала, как началась Великая Отечественная война, о плане Гитлера захватить и уничтожить нашу страну, о том, что захвату Ленинграда Гитлер придавал огромное значение (Ленинград – северная столица нашей Родины, крупный промышленный и культурный центр, морской порт, удобный плацдарм для удара на Москву). Далее ребята узнали, как Ленинград готовился к обороне (проходила эвакуация людей, заводов, фабрик, музеев, укрывали исторические памятники и т. д.), о первой воздушной тревоге города. Вражеское кольцо сжималось (фашисты захватили  железнодорожную станцию Мга, затем город Шлиссельбург), и город оказался в блокаде. Но Ленинград не сдавался.

В блокадном городе не было топлива, не ходил транспорт, замерз водопровод (воду брали из Невы), не было освещения. В городе начался голод, нормы выдачи продуктов по карточкам поначалу снижались. Тем не менее ленинградцы продолжали работать по 15–20 часов на заводах (изготовляли снаряды, ремонтировали и делали военную технику), в городе работали библиотеки, концертные залы. С особым вниманием школьники слушали о детях блокадного города, которые заменили отцов у станков на заводах, помогали в госпиталях, о дневнике Тани Савичевой, о строительстве и работе легендарной «Дороги жизни».

В конце мероприятий библиотекарь показывала слайд-шоу «Блокада Ленинграда» с фотографиями памятников погибшим ленинградцам, рассказывала ребятам о них. В свою очередь детям тоже захотелось поделиться своими знаниями о войне и о блокаде: они вспоминали рассказы своих прадедов и родителей о том, как была пережита война в их семьях.

Мероприятие «900 дней мужества» провели сотрудники отдела обслуживания читателей до 10 лет для учеников 4-х классов школы № 15. Библиотекарь А. Г. Томшина познакомила школьников с книгой Нисона Ходзы «Дорога жизни», на основе которой и была построена беседа с ребятами о жизни в блокадном Ленинграде. В книге рассказывается о трудной жизни в Ленинграде, о том, как на заводах работали школьники, а уроки проводили в бомбоубежищах, о тяжёлом и опасном труде на Дороге жизни: как ее прокладывали, как она работала, охранялась, как по ней возили грузы и людей. А карты, фотографии из книги были использованы в презентации, иллюстрирующей рассказ библиотекаря.


Ребята узнали о двенадцатилетней ленинградке Тане Савичевой, которая вела дневник во время блокады. В нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в осажденном городе. Девочка была эвакуирована вместе с детским домом, но ее здоровье было необратимо подорвано, и она умерла в 1944 году. Тане посвящены стихи, памятники, о ней сложены песни. Библиотекарь представила ребятам рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова», написанный от лица Таниной подружки Вали, и документальную повесть Ильи Миксона «Жила, была» о Тане, ленинградцах в блокадном городе.

В День воинской славы России – День полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944 год) – 27 января в библиотеке состоялось мероприятие «900 блокадных дней». Совместно с советом ветеранов Правобережного округа Иркутска в библиотеку были приглашены ветераны, пережившие блокаду, чтобы встретиться со старшеклассниками иркутских школ № 11 и № 15.

Открыла встречу заведующая отделом обслуживания читателей 10–15 лет В. В. Богомолова и рассказала о начале Великой Отечественной войны и блокаде Ленинграда. Свой рассказ она сопровождала мультимедийной презентацией «900 блокадных дней» с историческими фотографиями, картами, схемами, иллюстрациями.

Документальная и художественная литература о блокаде Ленинграда, иллюстрации, статьи из журналов и газет, электронные и аудиовизуальные издания по этой теме, которые есть в библиотеке, были представлены на выставке «Блокады прорвано кольцо».

Но, несомненно, все внимание школьников было приковано к главным гостям библиотеки – ветеранам. Гошева Эрика Ивановна, Масягина Дарья Федоровна, Мацелюк Лидия Николаевна – во время блокады они были детьми двенадцати-четырнадцати лет, такими же, как ребята, пришедшие на встречу… Пройдя через тяжкие испытания в замерзающем осажденном городе, испытав на себе голод и потерю близких, они выжили. А ветеран войны Винокуров Семен Иванович был солдатом, участником освобождения. С огромным вниманием школьники слушали их рассказы о страшных пережитых событиях Великой Отечественной войны, о жизни горожан в блокадном Ленинграде, ребята пытались представить себя на их месте тогда…

От нахлынувших воспоминаний ветераны начинали волноваться, на глазах показывались слезы, они вдруг обрывали свой рассказ и говорили: «Подробности рассказывать не стану, страшно это было…»

Дарье Федоровне Масягиной во время блокады было 14 лет: «В холодное время года, когда невозможно было находиться в обледеневшей квартире, приходилось жить в бомбоубежище. Там тоже не особенно тепло было, но рядом были люди, с которыми можно поговорить, получить поддержку». В Ленинграде Дарья Федоровна находилась от самого начала блокады до ее снятия.

Лидия Николаевна Мацелюк рассказала, каким «страшным, непроходящим было ощущение постоянного голода, а дневной паек хлеба весом в 125 грамм приходилось делить на три части: завтрак, обед и ужин».
Эрика Ивановна Гошева была эвакуирована вместе с детским домом спустя год после начала блокады. Но тот год на всю жизнь остался в памяти: «Разрушенные здания, на улицах вмерзшие в лед машины, трамваи, город полыхает в пламени пожаров, но в воздухе – дух сопротивления, ненависть к врагу, готовность бороться за свой родной город до конца».

Ребята задавали ветеранам много вопросов, вспоминали прочитанные о войне книги, фильмы, спрашивали, что – правда, а что – нет, что было самым страшным, приходилось ли подросткам работать, давали ли кроме маленького кусочка хлеба еще что-нибудь? На вопрос, продолжалась ли учеба в школах, Д. Ф. Масягина рассказала: «До весны 1942 года обучение в школах было прекращено, лишь в апреле учебные заведения снова наполнились ребятами. Нам преподавали некоторые науки, но чаще всего нас учили штопать носки, вязать, водили на экскурсии, но главным было подкормить (давали паек), отвлечь и поддержать». А Л. Н. Мацелюк вспомнила о своей учительнице, которая собирала ребят у себя дома и читала вместе с ними книги о войне, которые выпускали в осажденном городе ленинградские издательства и которые привозили в блокадный Ленинград. «Как важно было в самые безнадежные, отчаянные месяцы держать в руках книги, в которых описывалось, как горят вражеские танки, как расстреливают целые полчища фашистов доблестные красноармейцы. Но с каждым днем в дом к учительнице приходило все меньше ребят, они умирали, кто от бомбежек, но большинство – от голода».

Семен Иванович Винокуров, который был солдатом и принимал участие в освобождении Ленинграда, рассказал, что предпринимала советская армия, как стремилась помочь осажденному городу и разорвать блокадное кольцо.

Трудно переоценить значение встречи свидетелей событий войны и современных школьников. Воспоминания ветеранов не только дают ребятам знания по истории страны, но позволяют почувствовать, как трудно далась победа советским людям – прадедам сегодняшних ребят – и насколько велико ее значение для потомков, для современного мира.

В память о встрече Председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и Правоохранительных органов Правобережного округа Владимир Ильич Преловский подарил областной детской библиотеке книгу Н. А. Алферова «Ветераны Правобережного округа», в которой автор рассказывает о жизни иркутян на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны.

В Иркутской ОДБ прошли меропри...
В Иркутской ОДБ прошли меропри...


Е. Солодова, специалист по связям с общественностью,
Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.