Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
МАТЕРИАЛЫ и СЕРТИФИКАТ
методической лекции-консультации
«Практическая работа с современной отечественной премиальной литературой
для детей и подростков»
(18 апреля 2024 года)

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

Всероссийского семинара для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, «Современная библиография в меняющейся цифровой среде:
традиционные подходы и новые форматы работы» 

(10–11 апреля 2024 г.)


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

В Пушкинский день в библиотеке славили “Солнце русской поэзии” и русский язык!

Символично, что День русского языка отмечается 6 июня, в день рождения великого поэта А. С. Пушкина, основоположника современного русского литературного языка.

В этот день в вестибюле библиотеки все посетители могли познакомиться с материалами познавательной книжно-иллюстративной выставки, посвящённой Пушкинскому дню и Дню русского языка.

Памяти А. С. Пушкина и его творчеству был посвящён раздел выставки «Светило золотого века», его портреты кисти разных художников вместил раздел «Образ, бережно хранимый», а пребывание Пушкина в Симбирске было отражено в разделе «Симбирская Пушкиниана».

Раздел «Учитель наш – язык» был посвящён истории русского языка, значении А. С. Пушкина в становлении литературного языка. Воспользовавшись словарями, представленными на выставке, можно было выполнить предлагаемые задания: найти значение устаревших или заимствованных слов, правильно расставить ударение или пропущенные буквы.

Беседа-презентация “Образ, бережно хранимый” (Известные портреты А. С. Пушкина) раскрыла читателям образ великого русского поэта таким, каким его увидели истинные мастера портретного жанра: О. Кипренский, В. Тропинин, П. Соколов, Е. Гейтман, Надя Рушева. Кроме того, дети увлеченно читали стихи, делились своим знанием творчества писателя и рассматривали художественные издания, где представлены портреты и автопортреты А. С. Пушкина.

В видеосалоне ребятам была предложена познавательно-игровая программа “Всё начинается с буквы”. В ходе мероприятия участники узнали о том, как были оформлены и украшены древнерусские книги, какими шрифтами они были написаны и напечатаны, а также, где хранились в Древней Руси книги и рукописи. Особый интерес вызвала у школьников информация о красочном оформлении и убранстве старинных книг: киноварные строки, тщательно вырисованные заглавные буквы – инициалы, сверкающие золотом и яркими красками заставки и миниатюры. Переплёты – оклады книг оковывались серебром, выкладывались драгоценными камнями и золотыми пластинками. Далее ребятам были предложены вопросы игры, на которые они отвечали, обращаясь к материалам выставки. Более тщательного разыскания потребовал ответ на вопрос о русском гражданском шрифте, который, оказывается, был введён во времена Петра I. Именно такими буквами мы все сегодня пользуемся. Это стало настоящим открытием для всех участников игры.

Ещё в этот день все желающие смогли посмотреть замечательные мультфильмы по сказкам А. С. Пушкина и нарисовать цветными мелками на асфальте своих любимых персонажей из произведений великого русского поэта. Дети также совершили литературное путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Участникам нужно было определить, из какой сказки, написанные на карточках слова, и подойти к книге с названием своей сказки. А ещё малыши с удовольствием вспоминали зачины сказок и изображали героев некоторых из них, декламировали знаменитые пушкинские строки.

Ребята постарше по карте путешествовали по книгам А. С. Пушкина и других русских классиков. С большим интересом участники праздника отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки, решали кроссворд. В конце путешествия по заработанным очкам был выбран игрок, которому было присвоена медаль «Капитан корабля».

Подросткам понравилась интерактивная литературно-музыкальная программа, в ходе которой они совершили виртуальное путешествие в Болдино, а на фоне звучащей музыки читали стихи. Одни наизусть, другие по книге.

С помощью словаря ребята находили значение устаревших слов, которые встречаются в сказках А. С. Пушкина. Литературное лото заинтересовало всех участников программы.
Любители компьютерных технологий всех возрастов увлеченно путешествовали по сайтам словарей и энциклопедий, проверяли самые трудные в написании и произношении русские слова на портале Института русского языка им. Виноградова. Они с удовольствием узнавали значение многих заимствованных и устаревших слов русского языка; принимали участие в мультимедийной викторине “Там, на неведомых дорожках” с громким чтением сказок А. С. Пушкина. Мультимедийная викторина стала для ребят встречей с любимыми и знакомыми с детства Пушкинскими сказками. Они с удовольствием читали отрывки и угадывали сказки А.С. Пушкина, а кто-то и декламировал наизусть. Замечательно, что погружение в мир сказок привело к размышлению о добре и зле, верности и коварстве, любви и дружбе, заботе о ближнем.

Читатели младшего школьного возраста в Пушкинский день с удовольствием рисовали, используя приёмы компьютерной графики, героев сказок А. С. Пушкина – царя Гвидона, Бабу Бабариху и богатырей из «Сказки о царе Салтане…», а на асфальте чаще всего рисовали Золотую рыбку.

В день рождения великого поэта было невозможно обойти вниманием его великолепные сказки. Героем-юбиляром “Поэтической трибуны” стала «Сказка о царе Салтане», которой исполнилось в этом году 180 лет. Именно она и прозвучала в праздничный день в исполнении юных читателей. По очереди, подходя к поэтической трибуне, ребята с выражением читали знакомые наизусть строчки любимой сказки.

Так, дощкольники и младшие школьники вместе с библиотекарем отправились в путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира, страну родного языка – Лингвистику.

Для чего нужно знать русский язык? Сколько букв в алфавите и что произойдёт, если буквы начнут «шалить»? Что такое слова-звукоподражания? Где живут скороговорки? Можно ли понять текст, когда в нём совсем нет слов, одни только звуки? Пытаясь найти ответы на эти и другие вопросы, ребята решали литературные ребусы, распутывали «буквенную чехарду», «собирали» стихотворные цепочки, сочиняли рассказ по звукам. Помогли юным читателям в этом нелёгком, но увлекательном и познавательном путешествии книга А. Усачева «Великий и могучий русский язык», весёлая книга «Мастерская слова», а ещё забавные книги Я. Козловского, Г. Виеру, Т. Собакина, Э. Успенского и др. писателей и поэтов.

Площадка «Грамоте учиться – всегда пригодится» предоставляла всем желающим возможность проверить свои знания по русскому языку, пользуясь различными словарями. С интересом ребята узнавали: правильно ли поставлено ударение, объясняли значения фразеологизмов, заимствованных слов, а также блеснули знанием русских пословиц.

Программа праздника была интересной и самым маленьким читателям, и взрослым. В этот день участниками замечательных мероприятий стали дети из летних оздоровительных лагерей парка имени А. Матросова и гимназии №30, а также ребята, родители и педагоги из Реабилитационного Центра для несовершеннолетних с ограниченными возможностями “Подсолнух”; всего более 230 человек.

Ylianovsk190612-1

Ylianovsk190612-2

Ylianovsk190612-3

Ylianovsk190612-4

Ylianovsk190612-5

Ylianovsk190612-6

Ylianovsk190612-7

Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им. С. Т. Аксакова


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.