Российская Государственная детская библиотека
Профессионалам | Контакты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ


виртуальный методический центр

Российская Государственная детская библиотека. Научно-методический отдел

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Календарь мероприятий РГДБ



 
новости

 
ТРАНСЛЯЦИЯ
методической лекции-консультации
«Практическая работа с современной отечественной премиальной литературой
для детей и подростков»
(18 апреля 2024 года)

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

Всероссийского семинара для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, «Современная библиография в меняющейся цифровой среде:
традиционные подходы и новые форматы работы» 

(10–11 апреля 2024 г.)


ОБНОВЛЁН
календарный план на II квартал 2024 года

 

Помог ли новый закон защитить детей от вредной информации?

Руководитель Роскомнадзора по Липецкой области Андрей Слипец прокомментировал LipetskMedia действие закона «О защите детей от вредной информации» в регионе

Прошло более месяца с того момента, как вступил в силу № 436 «О защите детей от вредной информации». В соответствии с этим документом, каждое средство массовой информации должно промаркировать свою продукцию в соответствии с возрастными ограничениями: «6+», «12+», «16+» и «18+».

К категории «18+» относится информация, которая побуждает к опасным для жизни действиям или самоубийству, оправдывает противоправное поведение, провоцирует желание употреблять наркотики, алкоголь или табак, либо заниматься проституцией, бродяжничеством и играть в азартные игры, ставит под вопрос семейные ценности и уважение к родителям.

Неоднозначные формулировки статей закона вызывают бурные дебаты как в СМИ, так и в общественной среде.

Насколько изменилась ситуация и способствовало ли принятие закона реальной защите детей от вредной информации, LipetskMedia рассказал и. о. руководителя Роскомнадзора по Липецкой области Андрей Слипец.

- Андрей Андреевич, за то время, что действует закон, что изменилось в липецких средствах массовой информации: там стало меньше криминальной информации или родители резко запретили к просмотру местные новости, увидев значок «16+»?

- Закон вступил в силу 1 сентября, и теперь все зависит от того, как он исполняется. Сам закон не требует убрать с экрана информацию или передачи, которые содержат криминальные подробности. Однако криминальный сюжет может содержать различные по своему характеру материалы. Допустим, сюжет о дорожно-транспортном происшествии может изобиловать кровавыми сценами и в красках описывать картину происшествия, а может содержать нейтральный материал, констатирующий факт ДТП и его последствия. Это в большей степени зависит от того, как это хочет показать редакция средства массовой информации.

Если журналистов интересуют кровавые подробности, то нужно выставлять знак возрастного ограничения. Если же материал нейтрален, то он может быть даже полезен – детям нужно знать, какие бывают последствия, если они переходят дорогу в неположенном месте. Здесь журналисты должны сами решать, с какой целью и для кого дают эту информацию.

Хочется подчеркнуть, что закон и без того достаточно лоялен к производителям и распространителям информационной продукции, способной причинить вред здоровью и развитию детей. Он ведь не запрещает подобную «продукцию», он всего лишь уточняет «порядок размещения знака и (или) текстового сообщения об ограничении ее распространения среди детей соответствующей возрастной группы».

Что касается родителей, то этот вопрос сложный и неоднозначный. В первую очередь, уровень воспитания ребенка и условия этого воспитания зависят от родителей. И именно родители решают, что их детям можно смотреть, а что не стоит. Наличие знака информационной продукции – это всего лишь сигнал для родителей. Все остальное – мера их ответственности за ребенка.

- Мы живем в реальном мире и понимаем, что маркировка на экране – это, возможно, сдерживающий фактор только для родителей, журналистов, но не детей. Не является ли, по-Вашему, данная маркировка программ и фильмов мотивом для просмотра их детьми, которые зачастую остаются одни дома, пока их родители на работе.

- Действительно, основная масса наших детей предоставлена сама себе, пока их родители на работе. Двенадцатилетний ребенок, увидев на экране или в программе передач знак «16+», в силу детской любознательности, вполне возможно, захочет посмотреть, что же там показывают взрослым. И он смотрит, и он впитывает все как «губка».

Именно в такой ситуации многократно возрастает ответственность самих журналистов. Исполнение закона должно стать с их стороны осознанным. Ведь их дети тоже, могут быть одни дома и тоже смотреть телевизор, заходить в интернет, читать газеты и журналы.

Нужно думать не просто о том, чтобы соблюсти закон и поставить знак возрастного ограничения, а еще и том, в какое время вы даете эту передачу в эфир. Почему бы дневное вещание, когда дети дома и зачастую в отсутствие родителей буквально «приклееваются» к телевизору, не наполнить познавательными и детскими программами. Но для осознания всего этого требуется время и воспитание гражданской позиции.

Вместе с тем, безусловно, позитивная сторона закона «О защите детей» в том, что он резко сдвинул ситуацию с мертвой точки. Заставил всех, как минимум, задуматься над сложившейся ситуацией в части воспитания детей.

- Интернет-СМИ считают себя наиболее «пострадавшими» от действия данного закона. Так, многие новостные порталы ставят максимальное ограничение «18+», чтобы соблюсти закон, поскольку дают информацию и про маньяков, и про убийства, и про ДТП со смертельным исходом. Что-то будет меняться в отношении Интернет-СМИ в дальнейшем?

- Не совсем понято, почему сетевые издания считают себя ущемленными? К интернет-СМИ предъявляются точно такие же требования, что и к другим средствам массовой информации. Новостной материал готовится редакцией, проходит редакционную обработку, просматривается и утверждается для размещения на страницах издания главным редактором. Как уже отмечалось выше, и про убийства, и про ДТП со смертельным исходом можно написать по-разному. Причем, маркировать можно конкретную статью, фотоснимок или раздел, где расположены материалы, попадающие под действие закона.

И до выхода закона печатные издания маркировали некоторые свои материалы: «Не рекомендуется читать детям до 16 или 18 лет». Сейчас же закон призвал делать это всех и более вдумчиво относится к публикуемым материалам.

Другое дело, комментарии читателей. Их содержание может быть каким угодно, все зависит от культуры читателя. Вопрос сложный, обсуждался достаточно длительное время, в результате выработаны правила: если на форумах сетевых ресурсов, которые зарегистрированы как СМИ, появляется информация, нарушающая закон, ее должны удалить в течение суток. Практически все региональные сетевые СМИ придерживаются этого правила. Вместе с тем хотелось бы еще раз обратить их внимание на серьезность данного вопроса, и если читатели в своих высказываниях нарушают законодательство, такие комментарии должны быть недоступны для публичного чтения.

- С ноября вступят в силу поправки в законодательство, которые дадут возможность блокировать интернет-ресурсы с информацией, содержащей детскую порнографию, пропаганду суицидального поведения, наркотиков и способов их изготовления и употребления, а также составлять реестр таких сайтов. Этим займется ваше ведомство?

- В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Создание, формирование и ведение реестра будет осуществляться Роскомнадзором, который может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра – организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.

Это очень непростая работа. Мало того, что надо выявить сайт, где выложена запрещенная информация. Важно еще, чтобы профессионалы подтвердили, что это именно такая информация.

В ближайшее время выйдет подзаконный акт, где будут прописаны все нюансы формирования реестра запрещенных сайтов.

- А как будет организован доступ детей к «Интернету» в общественных местах?

- Доступ к так называемому свободному интернету в кафе, в библиотеках, других местах, которые доступны для детей, возможен только при определенных условиях. Владелец кафе, заведующий библиотекой должен так организовать работу своего заведения и установить на компьютеры такие технические и программно-аппаратные средства, чтобы они защитили детей он информации, которая причинит вред их психическому здоровью и развитию.

- За прошедшие полтора месяца действия закона применялись ли в отношении липецких СМИ меры пресекательного характера, давались ли какие рекомендации?

- В преддверии и после вступления в силу закона «О защите детей» проводилась и проводится работа с региональным медиа-сообществом по разъяснению требований закона. Мы проводили встречи с руководителями и журналистами телевидения и радио, газет, интернет-СМИ как в управлении, так и в рамках мероприятий администрации Липецкой области. В качестве положительного результата следует отметить то, что серьёзных нарушений в деятельности региональных средств массовой информации не выявлено.

Первый месяц действия закона позволил нам совместно со СМИ и общественными организациями проанализировать ситуацию, посмотреть, что происходит, дать необходимые рекомендации. Чтобы обеспечить работу СМИ в правовом поле, Роскомнадзором разработаны и размещены на официальном сайте методические рекомендации, в которых определены где, в каком виде производители соответствующих СМИ маркируют свою информационную продукцию.

- На телевизионном экране мы видим наличие знака информационной продукции в анонсах фильмов и программ. А коммерческая реклама вне закона? Или все-таки рекламный продукт должен содержать соответствующий знак?

- Закон «О защите детей» не распространяется на отношения в сфере рекламы. Однако в Закон «О рекламе» внесены изменения, в соответствии с которыми не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями закона «О защите детей», без указания категории данной информационной продукции. Иными словами, рекламу надо маркировать. Но следить за тем, как исполняется закон в этой части, должна будет Федеральная антимонопольная служба. Это ее компетенция.

При этом следует иметь ввиду, что ответственность за рекламу несет тот, кто ее производит. Юристы СМИ должны так прописать договор с рекламным агентством, чтобы четко и однозначно зафиксировать свои требования к содержанию рекламы в соответствии с положениями закона «О защите детей» и правильно разграничить зоны ответственности. Если договор составлен четко, в рекламе не должно быть того, что нарушает закон. А если такое случится, то за рекламный материал будет в ответе не СМИ, а рекламодатель.

Андрей Слипец, блогер
 

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.